
6 августа 2003 года на экраны вышла культовая «Чумовая пятница» Марка Уотерса, ставшая одной из самых ярких подростковых комедий своего времени. А уже совсем скоро состоится долгожданная премьера новой картины о переселении душ с участием все тех же Джейми Ли Кертис и Линдси Лохан. И пока любимые герои возвращаются на экраны спустя более чем два десятилетия, мы вспоминаем другие знаменательные комедии 1990-2000-х. Оказывается, многие из них были ремейками!
Фильм Марка Уотерса стал одной из важнейших комедий взросления для миллениалов: дерзкая дочь-подросток Анна и строгая мама Тесс меняются телами после конфликта в китайском ресторане аккурат перед свадьбой последней! Мы помним захватывающую комедию с Линдси Лохан и Джейми Ли Кертис как первую и единственную, но на самом деле фильм основан на романе Мэри Роджерс 1972 года, а череда адаптаций началась еще в 1976 году. В первой «Чумовой пятнице» Джоди Фостер и Барбара Харрис играют дочь и мать, которые меняются телами после того, как одновременно желают оказаться на месте друг друга, в версии 1995 года обмен происходит с помощью талисмана.
В 2018 году Disney и режиссер Стив Карр превратили знакомую историю в мюзикл с новыми героинями и песнями, а через пару дней состоится премьера прямого продолжения фильма 2003 года с участием все тех же Линдси Лохан и Джейми Ли Кертис. Версий много, но все объединяет одна тема: родители и дети не понимают друг друга, пока буквально не встанут на место другого.
Еще одна комедия с Линдси Лохан, «Ловушка для родителей», является как минимум шестой адаптацией романа Эриха Кестнера «Двойная Лоттхен», опубликованного в 1949 году (всего у романа более десяти различных экранизаций, среди которых игровое кино, аниме, мюзиклы, анимационный фильм и телефильм). Серия экранизаций началась с немецкого одноименного фильма, где настоящие близнецы, будучи в летнем лагере, узнают, что на самом деле они сестры, и решают поменяться местами, чтобы вновь соединить сердца разведенных родителей. Дальше были японская версия с Хибари Мисорой (1951), британская экранизация Twice Upon a Time (1953) и, наконец, классическая романтическая комедия от Disney, номинированная на две премии «Оскар», — «Ловушка для родителей» (1961) с Хейли Миллс.
И все же сейчас наиболее известной является версия 1998 года с Лохан в образах Энни и Холли: британская леди и калифорнийская хулиганка встречаются в лагере, обнаруживают, что они сестры, и придумывают план по воссоединению родителей (Наташа Ричардсон и Деннис Куэйд). Фильм бережно цитирует классику, но делает ее более современной и близкой зрителю.
Оказывается, фильм с Амандой Байнс и Колином Фертом — адаптация картины «Дебютантка поневоле» (1958), снятой по одноименной пьесе Уильяма Дугласа-Хьюма. В версии оскароносного Винсента Миннелли 17-летняя Джейн, дочь английского лорда, приезжает в Лондон, чтобы быть представленной светскому обществу. Но вместо того, чтобы смиренно посещать балы дебютанток, Джейн влюбляется в совершенно неподходящего для нее по статусу юношу-барабанщика.
В фильме Дэнни Гордона американка Дафна приезжает в Лондон, чтобы найти аристократа-отца, лорда Генри Дэшвуда. Она врывается в его сдержанную британскую жизнь и пробует вжиться в роль дебютантки, погрузившись в водоворот светских мероприятий, но вскоре понимает, что, несмотря на любовь к отцу, не готова подавить в себе себя и следовать строгим правилам аристократического семейства. Как и в оригинальном фильме, героиня выступает против устаревших законов и предрассудков, доказывая, что никогда не стоит идти на компромиссы в том, во что веришь.
Комедийный подростковый хит нулевых «Она — мужчина» с Амандой Байнс является вольной экранизацией «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира, но мало кто помнит, что за несколько лет до премьеры картины Энди Фикмена на большие экраны вышла другая адаптация — комедия Лизы Готтлиб «Парень что надо» (1985).
В обеих версиях героиня — решительная и амбициозная старшеклассница — притворяется юношей, чтобы доказать, что девушки достойны серьезного к себе отношения. В фильме «Парень что надо» Терри принимает мужской облик, потому что в редакции местной газеты девушке советуют пойти в манекенщицы и отказываются принимать ее статьи, а в картине «Она — мужчина» Виола притворяется братом-близнецом, чтобы играть в футбольной команде. В обеих драмеди на пути к признанию профессиональных талантов героинь ждут неуклюжие попытки освоиться в новой гендерной роли, жизнь в мужском обществе и даже неловкие романтические приключения.
Семейная комедия «Твои, мои, наши» с Деннисом Куэйдом и Рене Руссо — довольно точный ремейк одноименной картины 1968 года с Люсиль Болл и Генри Фондой. Оба фильма рассказывают историю двух одиноких родителей, которые влюбляются и женятся, несмотря на препоны, создаваемые неуправляемыми сводными братьями и сестрами (у него 8 детей, у нее — 10).
Поначалу дети бунтуют против воли родителей и саботируют предстоящий брак, но в процессе понимают, что дорожат друг другом и хотят стать родственниками. В основе обеих картин — реальная история семьи Норт-Бирдсли, разве что фильм Мелвилла Шэвелсона кажется более взвешенным и даже драматичным, а ремейк Раджи Госнелла — скорее трюковым и беззаботным. Если оригинал говорил: «Семья — это компромисс», то ремейк подмигивает: «Семья — это веселая битва за ванную по утрам!»
«Папе снова 17!» вдохновлен сразу двумя комедиями 1988 года: «Снова 18!» и «Все наоборот», которые, в свою очередь, опираются на другие ранние фильмы об обмене телами и возрастом, в том числе и на уже упомянутую «Чумовую пятницу». Но ближе всего по духу к комедии Берра Стирса картина Пола Флаэрти («Снова 18!»), и дело не только в схожем названии — в обеих картинах взрослый мужчина получает второй шанс прожить подростковые годы, сохранив зрелый ум.
В фильме Флаэрти 81-летний миллионер Джек совершает обмен телами со своим 18-летним внуком. И пока младший родственник остается в теле дедушки в коме, Джек наслаждается юностью, школьными буднями, спортом и романтикой. В процессе герой начинает осознавать, что был плохим отцом, и решает попытаться все исправить. А в центре сюжета фильма Стирса — Майк О’Доннелл, который оказывается в кризисе 37 лет: он разводится с женой, с трудом поддерживает отношения с детьми, испытывает трудности в работе. Но однажды Майк чудесным образом превращается в себя 17-летнего и решает, что это его шанс помочь детям справиться с проблемами.
Оригинальный фильм «Несносные медведи», снятый Майклом Ритчи в 1976 году, давно стал классикой спортивной комедии. История о команде подростков-аутсайдеров, собранных в отдельную бейсбольную лигу под руководством бывшего профессионального игрока Морриса Баттермейкера — незадачливого, склонного к алкоголизму тренера, — покорила зрителей искренностью, мягким юмором и обаянием персонажей. Картина получила отличные отзывы критиков, стала кассовым хитом и задала стандарт жанру подростковых спортивных комедий на десятилетия вперед.
В 2005 году Ричард Линклейтер снял ремейк с Билли Бобом Торнтоном в главной роли, почти дословно следуя оригинальному сюжету, но при этом адаптируя его к духу времени. Современная версия сохранила фирменное обаяние, но сделала больший акцент на личных проблемах героев. Несмотря на неоднозначные отзывы и слабые сборы, в конце концов фильм полюбился зрителям — во многом благодаря харизме Торнтона и бережному отношению к источнику. Обе версии доказывают, что настоящая победа — это вовсе не счет на табло.