Наверх
Фильмы 2018 Великий уравнитель 2 Хищник Проклятие монахини Агент Джонни Инглиш 3.0 Непрощенный Профессионал Тайна дома с часами Человек, который убил Дон Кихота Поиск

Рецензия на фильм «Американские животные»

Безумно оригинальный фильм об ограблении, стирающий грань между художественным и документальным.

9
оценка

Студент по имени Спенсер Рейнхард (Барри Кеоган) мечтает о славе художника, но, по его собственному мнению, просто так великим автором не стать: нужно серьёзное потрясение, которое изменит его жизнь раз и навсегда. За таким потрясением он идёт к своему приятелю Уоррену Липке (невероятный Эван Питерс) — дерзкому и неугомонному парню, способному притянуть проблемы любого масштаба. На одной из школьных экскурсий у Спенсера рождается идея, которая в голове Уоррена разрастается до полноценного плана. Они решают украсть из библиотеки безумно дорогую книгу Джона Одюбона — тоже художника, но, в отличие от Спенсера, великого.

Барт Лэйтон — один из тех режиссёров, кто делает редко, но метко. До «Американских животных» он ничего не снимал аж с 2012 года, когда вышел его «Самозванец» — не то художественный, не то документальный фильм о человеке, чьей способности к перевоплощению позавидовал бы даже Фрэнк Эбингейл.

Уже тогда был заметен особый почерк постановщика: его умение работать с фактами, стирать грань между подлинным и выдуманным. Спустя шесть лет почерк окреп, из забавной одноразовой «фишки» превратился в полноценный авторский стиль. И хотя «Американские животные», в отличие от предшественника, куда ближе к кино игровому, чем документальному, Лэйтон продолжает намекать: формат — лишь условность, а вовсе не строгая рамка.

Кадр из фильма «Американские животные»

Кадр из фильма «Американские животные»

В начале фильм заявляет: «История не основана на реальных событиях. Это и есть реальность». После таких слов ждёшь, что вот-вот услышишь звук включения камеры и смотрящий в объектив герой расскажет тебе об очередной «найденной плёнке» — самый очевидный и пошлый способ показать эту пресловутую «реальность». Но Лэйтон, к счастью, идёт другим путём.

Кадр из фильма «Американские животные»

Кадр из фильма «Американские животные»

Он вообще отказывается от демонстрации «объективной» реальности. Его история рассказана от лица участников событий, которые могут привирать, ошибаться или банально чего-то не помнить — и режиссёр прекрасно оперирует особенностями их субъективного восприятия. Отсюда растёт много уморительных сцен, где детали изменяются по мере того, как герои вспоминают что-то новое; или персонажи перескакивают из локации в локацию, потому что не могут вспомнить, где на самом деле находились в тот момент. Вместе такие эпизоды добавляют истории необходимый шарм городской полулегенды — что-то похожее недавно безуспешно пытались сделать в «Жарких летних ночах». Вообще, рассказ от лица недобросовестного рассказчика — приём не новый, было такое и в «Я, Тоня», и в знаменитых «Подозрительных лицах», но Лэйтон уделяет этой повествовательной технике куда больше внимания, чем Гиллеспи и даже Сингер с МакКуори.

В мире «Американских животных» Кайзер Сюзо (а точнее, целых четыре Кайзера Сюзо) давно пойман: вот он, во плоти, сидит перед камерой и рассказывает о злодеяниях семилетней давности. В его судьбе нет интриги, но она фильму и не нужна — как всякого хорошего документалиста, Барта Лейтона больше интересуют причины, а не события.

Кадр из фильма «Американские животные»

Кадр из фильма «Американские животные»

Поэтому он заставляет реальных людей вспоминать поступки, о которых вспоминать не очень-то хочется. В менее умелых руках такой ход мог превратить фильм в выпуск «Криминальной России», но Лэйтон никогда не даёт интервьюируемым сказать больше, чем нужно, оставляя всё главное самому действию. Их речи — не банальный «закадр» и нужны не для того, чтобы залатать дыры, с которыми сценарист не в силах справиться. Образы реальных героев дополняют героев экранных, позволяют взглянуть на них с некой вневременной перспективы, и чем больше мы узнаем о конце их пути, тем интереснее становится его начало.

Кадр из фильма «Американские животные»

Кадр из фильма «Американские животные»

Способность Лэйтона к балансу между документальным и художественным кино если и не достигла в «Американских животных» идеала, то очень к нему близка. Сам режиссёр это отлично понимает и вовсю эксплуатирует свой метод. В невероятной по энергетике кульминации он сталкивает две стороны истории лбами, реальных героев лично сводит с их экранными воплощениями. То, что Франко использовал как милую шутку после титров «Горе-творца», здесь становится одной из эффектнейших сцен фильма.

Кадр из фильма «Американские животные»

Кадр из фильма «Американские животные»

Уже ко второй своей работе Лэйтон сделал то, на что у других уходят десятилетия, — создал оригинальный киноязык, которым он может рассказывать истории так, как никто до него не делал. Это не мокьюментари (ведь документальная часть тут совсем не «псевдо-»), не документалка и не игровое кино. Здесь, как в знаменитой британской поговорке, всё и сразу. В руках режиссёра даже осточертевшие приёмы вроде разрушения четвёртой стены обретают новую жизнь — потому что использованы не для одноразовой шутки, а как неотделимая часть повествования.

Пускай фильм жертвует некоторой сценарной «тонкостью»: в «Американских животных» все главные мысли произносятся вслух, их не пытаются скрыть за томными взглядами и статичными кадрами красивых пейзажей. Но предъявлять это как претензию не хочется — ясно, что если бы Лэйтон чересчур усложнил сценарную основу, его уникальная техника не раскрылась бы.

«Американские животные» — главный heist-movie эпохи пост-Содерберга, когда казалось, что ничего нового в жанре уже не придумать. Ведь фильм в первую очередь даже не о четвёрке друзей-раздолбаев, которые учатся грабить по старым фильмам и сознательно-бессмысленно цитируют «Бешеных псов». Он именно об эпохе, когда со всех экранов людям твердят об их уникальности, но никто эту уникальность не чувствует. «Никто не хочет быть обычным», — говорит теглайн фильма. Что ж, самим «Американским животным» обычность уж точно не грозит.

Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!

Комментарии  42