И твою маму тоже

Талантливый сплав фестивального кино и отечественных эфирных мелодрам

Рецензии

Петя (Данил Стеклов) и Стас (Егор Морозов) – вроде бы хорошие друзья, но абсолютно разные люди. Первый – робкий идеалист, который до сих пор живет в родительском гнезде и стреляет из лука. Второй – беспечный бунтарь, играющий на барабанах в экспериментальной группе и излучающий дикую уверенность. Однажды Стас приведет свою маму (Ольга Цирсен) на концерт друга – за неловким молчанием в гримерке последует случайная встреча в подъезде. В застрявшем лифте Петя займется сексом с мамой Стаса, немедленно влюбится и пойдет на все, чтобы ее добиться.

Загадочное слово, вынесенное в название фильма, означает двойственность. Сначала Стас благородно просветит зрителя дворовым значением (когда ты любишь и ненавидишь одновременно), а потом профессор как нельзя кстати расскажет молодым ординаторам его научное определение, историю и классификацию. Насколько важно для фильма это кропотливое разжевывание и проговаривание вслух – вопрос, конечно, риторический, но необходимый. После него, например, становится понятно, что «Амбивалентность» – это не жизнь на экране, а построенное по закостеневшим паттернам драматургическое произведение, созданное благодаря аккуратно прописанным архетипам, тщательно отобранным научным понятиям и культурным отсылкам. Герои говорят об амбивалентности, упоминают «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи, рассуждают над образом Святого Себастьяна и стреляют из лука. Нетрудно догадаться, что все произнесенное вслух отзовется в фильме точечным эхо – чеховские ружья выстрелят в срок, а отсылки вовремя материализуются в оммажи.

Кадр из фильма «Амбивалентность»

Кадр из фильма «Амбивалентность»

Впрочем, хаять сценарий за избранность культурных референсов совсем не хочется, особенно при наличии ряда нелогичных бытовых сцен. Жизнь в узком пограничном состоянии между любовью и ненавистью заставляет героев быстро прыгать между настроениями – душевный эпизод с романтическим свиданием может закончиться сценой непонятной ссоры под ярким светом проектора. Такие контрасты, несомненно, оправданы общей тематикой, но все же сильно выбиваются из нарратива полярностью. Не удается их центрировать даже Данилу Стеклову, который явно переигрывает коллег в гордиевом узле, завязанном на эдиповом комплексе.

Кадр из фильма «Амбивалентность»

Кадр из фильма «Амбивалентность»

Как бы иронично и глупо это ни звучало, но к фильму Бильжо в итоге испытываешь ту самую амбивалентность. Влюбленно смотришь на проблески великого кино – секс в лифте под стробоскопом, погоня с гирляндой под заниженное количество кадров в секунду, несвойственная отечественному кино откровенность, переклички с прошлогодним «Пылающим» и многозначительная финальная сцена. И в то же время удивляешься до смешного сомнительным сценам – от классической погони, в которой перед догоняющими из ниоткуда возникает автобус, и совсем неестественных реплик вроде «нормально я этого дурачка пельмешками накормил» до комментариев про постоянный стояк на жену и признания в любви другу. И так продолжается весь двухчасовой хронометраж: фильм одной ногой заступает в элитную категорию «умного» фестивального кино, а другой – невыразительных эфирных мелодрам.

«Амбивалентность» со своим говорящим названием, кажется, расположена ближе к «Тесноте» Балагова, чем к «Нелюбви» Звягинцева: фильм Бильжо, несмотря на количество психиатров в кадре, не старается попасть в болевую точку эпохи и поставить диагноз современникам, сосредотачиваясь только на своих героях. В фильме нет счастливых людей; здесь каждый – от главных героев до профессоров – чем-то болен, а список заболеваний разнится от инфантилизма до шизофрении. Немудрено, что голосом разума здесь выступает бьющийся головой о стену пациент, который советует со стороны наблюдать за людьми из комнаты с темными стеклами. Хороший вариант, пока однажды тебя не заметит человек, возомнивший себя Богом.

С 28 марта в кино.

29.03.2019 Текст: Алихан Исрапилов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00