Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Национальную гордость подпитывает, что Ренни Харлин несомненно видел «Ночной дозор» (2004). В самом начале «Сделки с дьяволом» /Covenant, The/ (2006) сказано между делом: «Мне сейчас явился темный», а ректор колледжа в Ипсвичском округе очень похож на Гесера-Меньшова. Впрочем, Харлин вообще – человек образованный. Пересказывать его новый молодежный «историко»-фантастический хоррор можно полностью постмодернистски – одними ссылками на источники.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сделка с дьяволом"

Зачин – как в его же «Изгоняющий дьявола: Начало» /Exorcist: The Beginning/ (2004), затем немножко «Людей Икс» /X-Men/ плюс «Гарри Поттер так не может». Далее все пейзажи, архитектура, интерьеры и костюмы в колледже и общаге – из «Вас не догонят» /Lost and Delirious/ (2001) Леа Пул и «Волка_одиночки» /Cry_Wolf/ (2005) Джеффа Вадлоу, «случайная» первая смерть – из того же Вадлоу, бассейн – из «Фанатки» /Swimfan/ (2002) Джона Полсона, сам факт хамелеонства при «страшной мести» – из «Шлепни ее, она француженка» /Slap Her, She's French/ (2002) Мелани Мэйрон, пара артисток – из «Она - мужчина» /She's the Man/ (2006) Энди Фикмана (все это именно «молодежные» фильмы последних лет). Каждый может продолжить список в свое удовольствие, но по-любому далее пауки – из тараканов в Винсенте Де Онофрио («Люди в черном» /Men in Black/ (1997)), черная магия и телесные трансформации – снова из «Изгоняющего дьявола: начало», превращения – из «Ключа от всех дверей» /Skeleton Key/ (2005). Ближе к концу все больше «Ключа…», еще немножечко «Людей Икс» (с энергетическими волнами), но Харлин знает и литературу: несомненно читал «Спящую красавицу» и «Портрет Дориана Грея» (нестарый старик). Плюс снова словесность: «Ловец снов» – клевая вещь. – Мне больше нравится «Сияние».

Мало того, большинство артистов – как бы клоны голливудских звезд, но на поколение моложе. К примеру, в главном герое Калебе (Стивен Стрэйт) чисто физиономически просматриваются черты Билли Зэйна, в героине Саре (Лора Рэмси) – Наоми Уоттс, в Чейзе Коллинзе (Себастиан Стэн) – Брендана Фрэйзера и т.д. И по ходу просмотра все время думаешь: а зачем? – хотя это не делает просмотр менее интересным. Ведь сюжет графической серии Арона Колита передан добросовестно, и наблюдать за столкновением четверых «светлых» наследников американских первопоселенцев, обладающих сверхъестественной силой, с пятым, еще более сверхъестественным «темным», даже зная конец, можно долго – если концы сойдутся. А они сходятся и обещают сиквел. И все грамотно по части оппозиции «сила-слабость» и чего это стоит, и как накапливается (хотя тоже по-детски, «по-молодежному» беспомощно рядом с Ницше или Фуко). Тем не менее, даже в завязке хорошо сделанная погоня полицейской машины за джипом «фантастической четверки» медленновата, а лица слишком стерты, чтобы не думать о поводе такой большой траты денег на кино без своего лица.

Так думаешь-думаешь, а постепенно замечаешь за собой невольное пристрастие. Мутации исторически обоснованней, чем в «Людях Икс», бассейн сделан лучше, чем в «Фанатке», один из четверки, на которого все плохо думали (юный Тоби Хемингуэй) – красив и, пожалуй, ни на кого не похож, и т.д. по мелочам. И в целом почти все компьютерные эффекты, все марева в воздухе, уродства фантомов и даже пресловутые полеты вкраплены в реальность не оскорбительно, а максимально деликатно. В самом начале с горки вообще падали остроумно – как прыжки в воду, и можно почувствовать силу притяжения. Снова мало того – обыденная реальность «слабых» еще убедительней своей вторичностью. Как домой пришел в этот элитный американский колледж («Академию Спенсер»). Глупые девочки (хотя в первый момент почудилось, что Сара окажется непростой), тусовочные мальчики (хотя проблемы у них действительно мужские), лекции и семинары, вызовы к ректору, ужины и вечеринки. Не то, чтобы все это реально могло быть и реально убеждало (как когда-то – «Молот против колдуний» /Kladivo na carodejnice/ (1969) Отакара Вавры). Но по ходу фильма все это вторжение комикса в обыденность становится узнаваемым, как новый архетип.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сделка с дьяволом"

И вот тут понимаешь, чего добивался Харлин. Как в «Кошмаре на улице Вязов 4» /Nightmare on Elm Street 4: The Dream Master, A/ (1988), как в «Крепком орешке 2» /Die Hard 2/ (1990), как в «Скалолазе» /Cliffhanger/ (1993), «Долгом поцелуе на ночь» /Long Kiss Goodnight, The/ (1996), «Изгоняющем дьявола: начало» он в «Сделке с дьяволом» снова добивался архетипа. То есть абсолюта банальности, идеала вторичности – но не в образчике жанра, а в самом понятии жанра. Теперь ты в принципе знаешь, что это существует: «молодежный »историко«-фантастический хоррор».

Комментарии  157


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть