Ипсвичские ведьмаки

Национальную гордость подпитывает, что Ренни Харлин несомненно видел "Ночной дозор". В самом начале "Сделки с дьяволом" сказано между делом: "Мне сейчас явился темный", а ректор колледжа в Ипсвичском округе очень похож на Гесера-Меньшова. Впрочем, Харлин вообще - человек образованный. Пересказывать его новый молодежный "историко"-фантастический хоррор можно полностью постмодернистски - одними ссылками на источники.
Рецензии

Национальную гордость подпитывает, что Ренни Харлин несомненно видел «Ночной дозор» (2004). В самом начале «Сделки с дьяволом» /Covenant, The/ (2006) сказано между делом: «Мне сейчас явился темный», а ректор колледжа в Ипсвичском округе очень похож на Гесера-Меньшова. Впрочем, Харлин вообще – человек образованный. Пересказывать его новый молодежный «историко»-фантастический хоррор можно полностью постмодернистски – одними ссылками на источники.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сделка с дьяволом"

Зачин – как в его же «Изгоняющий дьявола: Начало» /Exorcist: The Beginning/ (2004), затем немножко «Людей Икс» /X-Men/ плюс «Гарри Поттер так не может». Далее все пейзажи, архитектура, интерьеры и костюмы в колледже и общаге – из «Вас не догонят» /Lost and Delirious/ (2001) Леа Пул и «Волка_одиночки» /Cry_Wolf/ (2005) Джеффа Вадлоу, «случайная» первая смерть – из того же Вадлоу, бассейн – из «Фанатки» /Swimfan/ (2002) Джона Полсона, сам факт хамелеонства при «страшной мести» – из «Шлепни ее, она француженка» /Slap Her, She's French/ (2002) Мелани Мэйрон, пара артисток – из «Она - мужчина» /She's the Man/ (2006) Энди Фикмана (все это именно «молодежные» фильмы последних лет). Каждый может продолжить список в свое удовольствие, но по-любому далее пауки – из тараканов в Винсенте Де Онофрио («Люди в черном» /Men in Black/ (1997)), черная магия и телесные трансформации – снова из «Изгоняющего дьявола: начало», превращения – из «Ключа от всех дверей» /Skeleton Key/ (2005). Ближе к концу все больше «Ключа…», еще немножечко «Людей Икс» (с энергетическими волнами), но Харлин знает и литературу: несомненно читал «Спящую красавицу» и «Портрет Дориана Грея» (нестарый старик). Плюс снова словесность: «Ловец снов» – клевая вещь. – Мне больше нравится «Сияние».

Мало того, большинство артистов – как бы клоны голливудских звезд, но на поколение моложе. К примеру, в главном герое Калебе (Стивен Стрэйт) чисто физиономически просматриваются черты Билли Зэйна, в героине Саре (Лора Рэмси) – Наоми Уоттс, в Чейзе Коллинзе (Себастиан Стэн) – Брендана Фрэйзера и т.д. И по ходу просмотра все время думаешь: а зачем? – хотя это не делает просмотр менее интересным. Ведь сюжет графической серии Арона Колита передан добросовестно, и наблюдать за столкновением четверых «светлых» наследников американских первопоселенцев, обладающих сверхъестественной силой, с пятым, еще более сверхъестественным «темным», даже зная конец, можно долго – если концы сойдутся. А они сходятся и обещают сиквел. И все грамотно по части оппозиции «сила-слабость» и чего это стоит, и как накапливается (хотя тоже по-детски, «по-молодежному» беспомощно рядом с Ницше или Фуко). Тем не менее, даже в завязке хорошо сделанная погоня полицейской машины за джипом «фантастической четверки» медленновата, а лица слишком стерты, чтобы не думать о поводе такой большой траты денег на кино без своего лица.

Так думаешь-думаешь, а постепенно замечаешь за собой невольное пристрастие. Мутации исторически обоснованней, чем в «Людях Икс», бассейн сделан лучше, чем в «Фанатке», один из четверки, на которого все плохо думали (юный Тоби Хемингуэй) – красив и, пожалуй, ни на кого не похож, и т.д. по мелочам. И в целом почти все компьютерные эффекты, все марева в воздухе, уродства фантомов и даже пресловутые полеты вкраплены в реальность не оскорбительно, а максимально деликатно. В самом начале с горки вообще падали остроумно – как прыжки в воду, и можно почувствовать силу притяжения. Снова мало того – обыденная реальность «слабых» еще убедительней своей вторичностью. Как домой пришел в этот элитный американский колледж («Академию Спенсер»). Глупые девочки (хотя в первый момент почудилось, что Сара окажется непростой), тусовочные мальчики (хотя проблемы у них действительно мужские), лекции и семинары, вызовы к ректору, ужины и вечеринки. Не то, чтобы все это реально могло быть и реально убеждало (как когда-то – «Молот против колдуний» /Kladivo na carodejnice/ (1969) Отакара Вавры). Но по ходу фильма все это вторжение комикса в обыденность становится узнаваемым, как новый архетип.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сделка с дьяволом"

И вот тут понимаешь, чего добивался Харлин. Как в «Кошмаре на улице Вязов 4» /Nightmare on Elm Street 4: The Dream Master, A/ (1988), как в «Крепком орешке 2» /Die Hard 2/ (1990), как в «Скалолазе» /Cliffhanger/ (1993), «Долгом поцелуе на ночь» /Long Kiss Goodnight, The/ (1996), «Изгоняющем дьявола: начало» он в «Сделке с дьяволом» снова добивался архетипа. То есть абсолюта банальности, идеала вторичности – но не в образчике жанра, а в самом понятии жанра. Теперь ты в принципе знаешь, что это существует: «молодежный »историко«-фантастический хоррор».

07.09.2006 Текст: К.Тарханова
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00