Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
На днях в российских онлайн-кинотеатрах состоялась цифровая премьера «Кадета» — нового хоррора Адильхана Ержанова, одного из главных режиссеров современного Казахстана..
О других казахских фильмах последних лет — во всем их жанровом многообразии — рассказываем в нашей подборке.
Учительница истории Алина (Анна Старченко) устраивает своего сына-подростка Серика (Ратмир Юсупжанов) в престижную военную академию — жуткое место, стоящее посреди нигде, словно на краю земли. Совсем недавно там умер один из кадетов, и теперь училище наводнили слухи о призраках, прячущихся в длинных тёмных коридорах.
Хоррор, редкий для казахского кино по качеству и визуалу, успели оценить на Токийском и Берлинском кинофестивалях, он даже был выдвинут Казахстаном на премию «Оскар», но снят после скандала среди местных кинематографистов. Творческий эксперимент Адильхана Ержанова («Черный, черный человек», «Ласковое безразличие мира») содержит в себе четкое антимилитаристское послание, спрятанное за жуткими визуальными метафорами и истошно маскулинными образами.
Клипмейкер Айсултан Сеитов, работавший с Joji, Трэвисом Скоттом, Элджеем, L’One и другими исполнителями, дебютировал в кино с этническим фильмом ужасов о жутких страницах истории — голодоморе 1930-х годов (Ашаршылық). Боль целого народа отразилась в глазах одного человека, близкого к смерти, — могильщика Исатая (Еркебулан Дайыров). Он отправлен большевиками из аула в ближайший город, чтобы передать письмо с просьбой о помощи, но путь обещает быть нелегким: от кошмаров не сбежать, они преследуют героя и наяву, и во снах.
Режиссер осторожно подступается к коллективной травме, не раскладывая ее по кусочкам, а образно, порой с горькой иронией отражая на экране. Через едва заметные, иногда совершенно загадочные символы — пустые степи без единой лошади или овцы, ветхую юрту и пролетающие над ней самолеты, даже спички вместо традиционных ножа и кремня — Айсултан Сеитов не без оглядки на национальный фольклор рассказывает об истории народа.
Карлыгаш (Зухара Сансызбай), чье имя в переводе с казахского значит «ласточка», живет с нелюбимым мужем (Елжас Рахим) в глухой степи — и критическая несвобода вот-вот задушит их обоих. Перемены наступают, когда в их доме вынужденно останавливается французский путешественник Луи (Владимир Косиньи) — фотограф, отправившийся на поиски себя.
Не спешите с выводами о клишированном любовном треугольнике: сценарий не раз обманет ожидания зрителя. Поэтичная и красивая драма о заветной независимости — дебют выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан, побывавший на кинофестивалях в Шанхае и Выборге. Режиссерка с трепетом относится к национальным традициям, но предлагает новый взгляд на эмансипацию (причем не только женскую) — взгляд, доведенный до экзистенциальных значений.
«Рестарт» — первый казахский фильм-катастрофа о реальной трагедии, случившейся в 2010 году, — прорыве плотины в Кызылагаше. Руан (Жасулан Копбергенов) — абитуриент, проваливший важное тестирование и в наказание отправленный родителями помогать по хозяйству в глухом селе. Никакого выпускного и каникул — только огороды, скот да местные хулиганы. Неожиданно Руан осознает, что застрял во временной петле, в одном дне, заканчивающимся бедой. Вчерашний школьник должен спасти родных, а для этого, по канону жанра, нужно вынести важный урок. Мейнстримная — в самом хорошем смысле этого слова — картина дебютанта Думана Еркимбека стала настоящим хитом в Казахстане и уже добралась до российских платформ.
Драмеди «Огонь», как и положено фильму с таким названием, согревает своим теплом. Толик (Тулепберген Байсакалов) крутится как белка в колесе, пытаясь прокормить свою семью — беременную жену (Маншук Айтмуханбетова), дочерей, престарелого отца. Каждый день приносит новые трудности, а на вопрос «куда уж хуже?» вновь и вновь находится ответ.
Тандем комедийных актеров в драмах — формула прекрасного кино, особенно чувствительного к историям житейским. Семья для героев картины будто искра, разжигающая огонь надежды и веры в лучшее. Такой оптимистичный взгляд режиссерки Айжаны Касымбек («Мадина») на происходящее заряжает бесконечной энергией, а финал напоминает: что бы ни случилось, жизнь продолжается.
Уникальный по своей форме казахский неовестерн уже упомянутого Адильхана Ержанова вдохновлен одноименным романом Германа Гессе о людском дуализме. Бескомпромиссная кинопритча, равно как и ее главный герой, мечется от волчьего к человеческому, от добра ко злу, но неожиданно оказывается за гранью этих двух категорий.
Беглый арестант (Берик Айтжанов), образцово жестокий и беззастенчивый, помогает глубоко травмированной девушке (Анна Старченко, снявшаяся в недавнем «Кадете») найти похищенного сына. Сюжетная линия разворачивается на фоне бескрайней, почти постапокалиптической степи, зеркально отражающей мир, разрушенный первобытной жестокостью и суровым безразличием.
Лейтмотивом многих социальных драм, твердо закрепившимся в национальном кино Казахстана, становится тема домашнего насилия — замалчиваемые трагедии патриархального мира за закрытыми дверями.
В 2022 году на Берлинском фестивале была представлена семейная драма с жутким в контексте сюжета названием «Счастье». Безымянная героиня Лауры Мырзахметовой — собирательный образ многих женщин не только Казахстана, но и всего мира — уже 20 лет страдает от звериной жестокости со стороны мужа (Ерболат Алкожа), от насилия всех возможных форм, то и дело оправдываемого окружающими, в том числе их дочерью (Алмагуль Казихан). В патриархальном мире женщины оказываются не менее жестоки друг к другу — этот мотив заметен, например, и у Заки Абдрахмановой в картине «Папа умер в субботу». Режиссер «Счастья» Аскар Узабаев и соавторка сценария Асем Жапишева явили зрителям киноманифест о бытовой жестокости, адресованный не столько тиранам, сколько их жертвам, годами молчавшим.
Хотя режиссерка Зака Абдрахманова признается, что не считает себя частью кинематографа Казахстана, ее первый полнометражный фильм — история казахская, правда, снятая с позиции человека уехавшего.
После звонка с известием о кончине отца-тирана Айко (Лаура Турсунканова) возвращается в родной аул в попытке доказать себе и окружающим, что она оставила обиды в прошлом и живет лучшую жизнь вдали от дома. Но внутренний гнев девушки рвется наружу: теперь главному обидчику ничего не выскажешь, а глубокие раны, на которые все вокруг закрывают глаза, не зарубцевались и до сих пор напоминают о себе. Драмеди своей щемящей эмпатией удалось покорить кинофестиваль «Маяк» в 2024 году.
Молодая семья тонет в долгах и, совершенно отчаявшись, решает прибегнуть к мошеннической схеме: в социальных сетях Азамат (Азат Жумадил) публикует видео, где объявляет, что его жена Таншолпан (Аида Курмангалиева) больна раком и что семье нужны деньги на лечение. Со временем лгать окружающим оказывается все сложнее.
Одной из главных новинок этого года (сборы близятся к миллиарду тенге) стала кинолента «Ауру», которая успела наделать шуму в социальных сетях. Дело в том, что официальный саундтрек к картине — легендарная песня Feel Good Inc группы Gorillaz. Фильм-событие критикует общество жизни взаймы и его беспринципность, отравляющую действительность. С рассуждениями дебютанта Айторе Жолдаскали об актуальных проблемах пока можно познакомиться только в кинотеатрах Казахстана.
«Кадет» Ержанова и еще 8 ключевых фильмов для знакомства с современным кино Казахстана
Сегодня / Текст: Анастасия Воробей
Великая иллюзия: рецензия на триллер «Отражение в мертвом алмазе» – дань уважения шпионским фильмам 60-х
Сегодня / Текст: Константин Мышкин
Что посмотреть? Карина Назарова советует «Ночь кометы» — новогоднюю фантастику из 1980-х
6 декабря / Текст: Карина Назарова
Во что играть и что смотреть на Comic Con Игромир 2025: дайджест фестиваля поп-культуры
6 декабря / Текст: Владимир Ростовский, Сергей Сергиенко
Рецензия на фильм «Звук падения»: жизнь маленьких женщин в большом XX веке
6 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Тайная жизнь Джо Кири — Стива из «Очень странных дел», звезды инди-кино и «Тик-Тока»
5 декабря / Текст: Оля Смолина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).