Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Триквел концептуальной киновселенной не спасает даже саундтрек Nine Inch Nails.
Диснеевская франшиза «Трон» стартовала в 1982 году, когда компьютеры казались недостижимой реальностью, доступной буквально избранным. Джефф Бриджес играл программиста-хакера, взламывающего доступ в кибервселенную. Картина рассуждала о природе симуляции, границах человеческой алчности и стремлении примерить на себя божественные функции, отсылая к «Франкенштейну» и другим ключевым культурным сюжетам. Проект положил начало широкому использованию компьютерной графики в кинематографе, однако сюжетной основой смутил как критиков, так и зрителей.
Сиквел «Наследие» последовал в 2010-м: с техникой большинство уже разобралось, новым героям (Гаррет Хедлунд, Оливия Уайлд) добавили эффектные декорации и частично конвертировали картину в IMAX. В 2025-м студия попыталась осмыслить эпоху третьим фильмом – и сокрушительно прогадала. «Арес», названный в честь греческого бога войны, растрачивает всё добросовестно нажитое имущество предшественников, выступает паразитирующим, антиноваторским и нередко пропагандистским высказыванием в защиту искусственного интеллекта.
Глава корпорации Dillinger Systems Джулиан Диллинджер (Эван Питерс) изобрёл специальный лазер, подобный 3D-принтеру. Благодаря аппарату в реальности на ограниченное количество времени появляются ИИ-солдаты, ориентированные на выполнение милитаристских задач. Управляет отрядом могущественный Арес (Джаред Лето), которому поручают устранить главу конкурирующей компании ENCOM Ив Ким (Грета Ли) и заполучить важный «код устойчивости», чтобы роботы могли оставаться на постоянной основе. Вскоре Ив и Арес находят друг в друге неожиданных соратников, чем полностью нарушают планы коварного Диллинджера.
Норвежский постановщик Йоаким Рённинг не первый раз берётся за реабилитацию голливудской франшизы. Например, в 2017-м ему доверили пятых «Пиратов Карибского моря», с размахом которых он не справился (помешал, среди прочего, схематичный сценарий). Внедрение в «Трон» тоже прошло безуспешно — хотя бы потому, что, вопреки внешнему лоску и мнимой актуальности, киносерия полностью себя изжила. Диалоги лишены человеческих факторов и эмоциональности, строятся исключительно на перечислении функций, переспрашивании, картонных восклицаниях. К Аресу в качестве неоднозначного антигероя аудитория моментально теряет интерес: авторы прописали его стереотипной цифровой сущностью, отказались демонстрировать холодность или последующую любознательность при входе в новый, неизведанный для него мир.
Дополнительным испытанием станет некомпетентная актёрская работа Лето, которого по неизвестным причинам продолжают звать на главные роли в Голливуде. Солист Thirty Seconds to Mars, обладатель «Оскара» в последние десять лет стал объектом насмешек — за чрезмерное увлечение метод-актерством («Отряд самоубийц», «Дом Gucci») и череду скандалов (девять женщин обвинили Лето в сексуализированном насилии, что не помешало ему спокойно продолжить пресс-тур «Ареса»). Статус кассовой звезды тоже под большим вопросом: марвеловский «Морбиус» с треском провалился, как и третий «Трон». У Лето напрочь отсутствуют экранное обаяние и харизма, что вполне соответствует спешно сделанному и стерильному миру «Ареса» с его лазерными погонями и знакомыми сюжетными поворотами (еле успевают привязать героев оригинального фильма, после чего благополучно уезжают «в рассвет»).
Звезду «Прошлых жизней» Грету Ли в своей первой блокбастерной роли подводят намерения её героини, оплакивающей смерть родной сестры-программистки. Для неё «код устойчивости» служит напоминанием об эффективном и нетравматичном применении технологий (благодаря коду Ив выращивает цифровые апельсины), однако в целом девушка является довольно пассивной участницей без особой автономности. Антагонист Питерса карикатурен, как и его властная мать (Джиллиан Андерсон), от которой в фильме нелепо избавляются. Появляется в качестве седовласого цифрового мессии на несколько минут Джефф Бриджес, лицо оригинального «Трона». Его Кевина Флинна на этот раз не стали омолаживать, как в предыдущей части, но попросили озвучить пару банальных фраз про взаимовыручку и удивительную силу неповиновения.
В «Наследии» саундтреком заведовал французский дуэт Daft Punk, в «Аресе» их сменили не менее титулованные Трент Резнор и Аттикус Росс в лице коллектива Nine Inch Nails. Группа дарит фильму масштабное электронное звучание, которое скрашивает часто утомительный просмотр, делает его иммерсивным и заставляет жалеть о потраченном впустую таланте музыкантов.
С рефлексией и попытками заглянуть в будущее у Disney дела обстоят неважно: любая концепция требует проверки временем, однако «Трон» до сих пор её не прошёл, оставшись отголоском эпохи 1980-х с фрагментарными идеями без единого смыслового ядра. «Арес» сгенерирован не для анализа глобально происходящего технотеррора, а ради брутального мельтешения в красных тонах. От «Мышиного дома» и их конвейерных стратегий иного ждать не приходилось.
Как удалить Интернет: рецензия на фильм «Трон: Арес» с Джаредом Лето
Сегодня / Текст: Егор Козкин
Лина Хиди и Джиллиан Андерсон на Диком Западе: рецензия на сериал «Покинутые»
Сегодня / Текст: Максим Ершов
«Кадет» Ержанова и еще 8 ключевых фильмов для знакомства с современным кино Казахстана
7 декабря / Текст: Анастасия Воробей
Великая иллюзия: рецензия на триллер «Отражение в мертвом алмазе» – дань уважения шпионским фильмам 60-х
7 декабря / Текст: Константин Мышкин
Что посмотреть? Карина Назарова советует «Ночь кометы» — новогоднюю фантастику из 1980-х
6 декабря / Текст: Карина Назарова
Во что играть и что смотреть на Comic Con Игромир 2025: дайджест фестиваля поп-культуры
6 декабря / Текст: Владимир Ростовский, Сергей Сергиенко
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).