Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJmsqh2 Okko Okko
Обзоры

Кино и ФиФа: «Последняя фантазия»

На американских экранах революция. Вышедший в прошлую среду фильм "Финальная фантазия: духи внутри нас" (официальное название картины - "Последняя фантазия") считают таким же прорывом в будущее кинематографа, каким был приход звука. Художественные открытия отсутствуют -- зато есть техническое чудо: цифровые лицедеи впервые полностью заменили актеров из плоти и крови. Результат ошеломляет: кажется, что разница между анимацией и тем, что называли игровым кино, исчезла вовсе.

Добавить в закладки
Кино и ФиФа: «Последняя фантазия»

Влияние лысины на бюджет

Доктор Аки Росс, капитан Эдвардс и доктор Сид

Деловые американцы уже назвали такое кино "Си-Джи" ("CG – computer generated"), а сам фильм, для краткости, "ФФ". Или "ФиФа".

"ФиФа" – дитя игровых приставок. В 1987 году на прилавки был вброшен первый образец серии ролевых игр "Final Fantasy" – с той поры их продано более 30 миллионов. А репутация их создателя Хиронобу Сакагучи так высока, что последняя игра была распродана тиражом два миллиона еще в стадии разработки.

Теперь Сакагучи вице-президент империи ролевых игр, компании "Square". Ему 37 лет, и он считает перерастание игр в "фильмы экшн" настолько закономерным, что сам стал режиссером "ФиФы". Картина образовалась на пересечении Запада и Востока: свою студию Сакагучи основал в Гонолулу, на полпути из Токио в Лос-Анджелес – хочет поженить японские технологии с Голливудом. С ее появлением компьютер научился генерировать не смешные создания в диснеевском духе, а практически фотографию. Он воспроизводит все, вплоть до специфики волос и сугубо интимной родинки на коже. (Имитировать волосинки оказалось труднее всего – колыханье волосяных покровов персонажей отняло пятую часть времени из четырехлетнего производственного цикла).

Восьмой элемент

Доктор Аки Росс

Как все игры этой серии, фильм улетает на полвека вперед. Земля в осаде, невидимые инопланетяне заражают ее смертоносным вирусом. Оставшиеся в живых люди спрятались в городах, укрытых энергетическими полями. Действие происходит в полуразрушенном Нью-Йорке, напоминающем мрачные видения Карпентера.

Доктор Аки Росс и ее патрон доктор Сид (озвучивают Минь На из сериала "Скорая помощь" и Дональд Сазерленд из "Казановы Феллини") разрабатывают "волновую теорию": все формы жизни управляются "духовными волнами". Эти волны излучает все сущее, включая саму Землю – ее душу зовут Гайя. Пришельцы питаются этими волнами, высасывают из людей их душу, и ученые надеются создать такие волны, которые заставят гадов ретироваться. Для этого нужно собрать ровно восемь базовых форм духа. Семь собрали, остался восьмой элемент, самый неподдающийся.

Надо торопиться: генерал-"ястреб" Хейн уповает на биотерическую энергию, которой военный корабль "Пушка Зевса" будет облучать Землю. И ему без разницы, что последствия этого для планеты и ее экологии непредсказуемы.

Кроме них, в битве с участвуют "Загадочные глазки" – элитные части под командованием капитана Эдвардса (похож на Бена Аффлека, но за кадром Алек Болдуин). В начальном замысле капитан был главной фигурой, но потом Сакагучи понравилось разрабатывать женский характер, и он увлекся Аки. А с ней пришла любовь: Аки приглянулся бравый капитан. Участвуют также пилот-циник Нил, мускулистый солдат Райан и маскулинистая солдатка Джейн Гордая Нога.

Все идет в призрачном свете – так страшнее и не слишком бросается в глаза искусственная природа персонажей. Интеллект выведен за скобки: фильм надо не смотреть, а глазеть.

Но это лишь пробный камень.

Оптимисты и скептики

Доктор Аки Росс (режиссеру понравилось разрабатывать женский характер)

В первый день "ФиФа" заработала 5 миллионов долларов, что для будней рекорд. Подростки в восторге, критики скучают по тем маленьким неправильностям, которые составляют индивидуальность живого человека. Но признают, что уже готовы спутать генерированного героя с натуральным. Грандиозны руины Нью-Йорка, необычны ракурсы, траектории движения камеры в реальном кино невозможны. Да и бюджет такого фильма там оказался бы фантастичен – а тут всего только 140 миллионов.

"ФиФа" имеет драматическую структуру и способный увлечь сюжет: "для первого шага это превосходно", – пишет Джеймс Берардинелли. Его коллега Роджер Иберт из "Чикаго трибюн" находит, что перед нами уже не рисунок и еще не реальность, а параллельная кибервселенная, где герои еще не люди, но уже человекоподобные существа.

Все отмечают красоту картинки и согласны, что подгулял сценарий: события развиваются слишком быстро, коллизии разрешаются слишком легко – надо уложиться в полтора часа, сопереживать некогда. (Для сравнения: типовую игру серии "ФиФа" любитель проходит за 50 часов, профи уложатся в 20). "ФиФы" первых поколений делали упор на живописное поле действия: моря с акулами, острова с замками и леса с ведьмами. В фильме все это принесено в жертву футуристике и все персонажи абсолютно новые. Заодно обнаружилось, что природа игрового юмора сильно расходится с юмором в кино, и озвученные актерами шуточки не работают.

Но чаще всего зрители уже через десять минут забывают, что смотрят виртуальное зрелище.И сравнивая "ФиФу" с ее ближайшей родственницей – "Расхитительницей могил", находят, что создание Сакагучи несопоставимо лучше.

Актеры как мамонты

Кадр из фильма "Финальная фантазия"

Фильм погрузил актерскую братию в тягостные раздумья: будущее видится темным и ужасным. Он стал нежданным ответом участникам актерской забастовки в Голливуде: ах так? – мы обойдемся и без вас! Узнав о проекте, Том Хэнкс заявил: "Меня это очень тревожит. Но это случилось, никуда не денешься. И я не знаю, что ждет теперь актеров". Хотя Лукас его успокоил: "Конечно, я буду снимать "синтактеров" чаще, чем прежде, но не думаю, что компьютер способен сотворить настоящий человеческий характер – такое может только живой артист". С ним согласен Спилберг, только что снявший в роли роботов живого Джуда Лоу и еще более живого Хэйли Джоэла Осмента.

Но вот что сказал сам Сакагучи. "Актеры самолюбивы, вечно опаздывают и не хотят слушаться ни режиссера, ни продюсера. А наши актеры всегда приходят вовремя и с удовольствием выполняют все указания".

Еще немного, и мы пересечем границу, отделяющую рисунок от живого человека, снятого на пленку. Нужно ли это делать? Создатели ФиФы считают – нет: "Технологически это возможно уже теперь, но мы чувствуем, что интереснее не имитировать фото, а идти своим путем".

Заметим: компьютерщики пока не планируют подменять актеров не потому, что не могут, а лишь потому, что – не хотят.

Но однажды они захотят.

Режиссеры с мышкой

На самом деле актер все равно нужен – только он меняет профессию. В огромной гонолульской студии боксирует мускулистый Дуглас Дэвид Уолтерс – имитирует действия будущего персонажа. На нем черный костюм в обтяжку и много белых шариков. Продюсер по захвату изображения Ремингтон Скотт показывает, куда прыгать, бежать и стрелять, десять специальных камер все это фиксируют. Потом компьютер соединит траектории белых мячиков в подобие человеческой фигуры. Информация стекается в компьютерный центр – нервный узел производства, где трудятся более 250 спецов. На стенах компьютерные распечатки с пометками "возможно", "неплохо", "в производство", "никуда не годится!". Художники перед мониторами, по шесть в ряд, рисуют здания, мебель, костюмы и прически ужасного будущего. Здесь сливки компьютерного дизайна – кто-то знаменит по "Годзилле", кто-то по "Титанику"; тут же бывшие мастера диснеевской студии и арт-директор "Пятого элемента". Трехминутный эпизод фильма требует месяца работы в обстановке полной секретности: вход и выход при помощи электронного ключа, все насквозь простреливается камерами видеонаблюдения.

Вице-президент компании Джун Аида говорит, что здесь закладывают фундамент для электронных развлечений нового века. Уже в ближайшие годы, считает Сакагучи, видеоигры станут подобны фильму, а фильмы будут интерактивными. Готовя выпуск "ФиФы" на DVD, он предусматривает возможность для зрителя-юзера управлять развитием действия.

Наблюдения к размышлению

а) Попытка имитировать живого человека уже предпринималась в СССР, но эстетически не показалась перспективной. Все было вполне кустарно: в студии артист Борис Чирков сыграл роль Старика из "Сказки о рыбаке и рыбке", потом художники всё дотошно перерисовали, особенно упирая на портретное сходство. Получился Чирков, но скучный. Золотая рыбка и танцующие медузы выглядели лучше.
б) Первые звуковые фильмы упивались звуком, первые цветные – цветом, мастера дружно кричали: дешевка! Потом все устоялось, нашло свою нишу, из ранга аттракциона перешло в ранг киноязыка. Шрек с ушами-тромбонами интереснее перегримированного Керри-Гринча. Обездоленный робот у Осмента исторгает у зрителей слезы. Деловитая Аки у Сакагучи – всего только изумление. Компьютерное сражение не футбол, наблюдать со стороны тоскливо.
в) Сакагучи – газете "Уолл-стрит Джорнал": "Идет большая игра. Мы уверены в успехе, а если проиграем – это станет величайшей катастрофой для нашей компании и для Японии в целом".

Минздрав предупреждает

Употребление алкоголя: у Хейна есть что-то похожее на бутылку, но непонятно, с чем. Кровавые сцены: их совсем немного – шрамы у Грея, ожог на руке и несколько скелетов в разных местах. Пугалки: много больших и малых призраков, высасывание человеческих душ, потасовки между пришельцами, попытка самоубийства. Оружие: лазеры-бластеры и большая космическая пушка под названием "Пушка Зевса". Ругачки: "Вот дерьмо!", "Какого черта ты тут делаешь/тут происходит/тут опять звездануло?" "Черт меня побери, если…", "Пошли отсюда на фиг!", "Это любовь, детка!". Черта поминают 8 раз, сукина сына – 1 раз,бога всуе – 4 раза, разражаются проклятьями 4 раза. Секс/голизна: Аки с Греем одетые летают в невесомости, но что они там делают, неизвестно. О чем поговорить после фильма: точно ли есть у человека душа?

Текст: Валерий Кичин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?