Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Интервью

Федор Бондарчук отвечает про "розовый танк", "слишком гламурного Каммерера" и другие претензии зрителей, недовольных первой частью.
Добавить в закладки

Изучив отзывы зрителей, оставшихся недовольными первой частью «Обитаемого острова» (2008), мы составили список самых распространенных претензий и предложили режиссеру Федору Бондарчуку их прокомментировать.

Массаракш!

-- Тем, кто не читал роман Стругацких, показалось, что сюжет слишком запутанный – например, непонятно, что значит слово «массаракш», которое так часто произносят герои. Тех, кто читал книгу, удивило, что изменив некоторые сюжетные ходы, авторы фильма оставили неприкосновенными устаревшие, насквозь литературные диалоги.

-- Сценарий писали Марина и Сергей Дяченко – во-первых, они сами по себе замечательные писатели-фантасты, во-вторых, они стругацковеды. И в подготовительный период у нас была принципиально важная договоренность по максимуму сохранить текст и сюжетные линии романа Стругацких. Те, кто читал книгу, и сам Борис Натанович Стругацкий, говорят, что это максимально близкая к тексту Стругацких экранизация этого произведения. Все-таки фильм, как ни крути, он все равно будет отличаться от книги. Мне кажется, что «Обитаемый остров» от оригинального текста не сильно отличается. Конечно, всегда найдутся те, кому непонятно, – зритель разный бывает. Зритель сегодняшний очень избалован развлекательностью, «энтертейнментом». Его отношение к тому, что идет в кино, основано исключительно на том, что он должен просто хорошо провести время. Есть такое понятие – «невключение». «Обитаемый остров», особенно первая часть, предполагает «включение» – это надо смотреть и слушать. Тогда все очень понятно, все очень просто.


Гламурный коммунизм

-- Исполнитель роли Максима Каммерера стал одной из главных тем в обсуждении «Обитаемого острова». Недовольные выбором актера на главную роль возмущаются: зачем понадобился такой приторный красавец, похожий не на воина света из коммунистического далеко, а на воина московского гламура из столичного вчера.

-- Это все – лично ко мне. Я искал именно такого героя, какого нашел. Мне показалось, что Стругацкие описали именно такого героя. И, судя по отзывам Бориса Натановича, не ошибся. Наш Максим похож на Аполлона Бельведерского, у него феноменальная внешность. Упрек в излишней гламуризации Мака я принимаю на свой счет, потому что я его выбирал. Но я с этим не согласен. Я три месяца искал такого – совершенного – человека. После прочтения книги я, режиссер Федор Бондарчук, увидел в тексте Стругацких именно те качества, что есть в Степанове. И это касается далеко не только внешних данных, но и характера героя, прежде всего. Это можно воспринимать или не воспринимать. Это мое видение, и, конечно же, у каждого человека есть право спорить и не соглашаться.


Розовый танк

-- Определенные сомнения часто высказывались по поводу достоверности в деталях. «Атомный танк», захваченный Максимом, – почему он розовый? Это же демаскирует. Почему у него такое скромное вооружение? Разве так должна выглядеть грозная имперская бронетехника, десятилетия кружащая по радиоактивным лесам? Почему у него люк крепится к броне обычной дверной петлей? И еще раз – почему розовый?

-- Гай был отправлен на Южную границу, очень опасную, а Мак – на север страны, где преломление света в дневное время суток (вы помните про рефракцию и другие особенности атмосферы на планете Саракш?) дает то самое розовое свечение, в котором розовый танк делается неразличимым. Не верите? Полетели – проверим!

Что касается вооружения – насколько Саракшане могли, настолько и вооружили этот танк. Дверная петля – это косяк, который я не заметил, она не должна была попасть в кадр, и увидели мы ее только тогда, когда выгнали фильм на пленку, и зарисовать ее уже не успевали. Дверная петля на танке – это мой позор.

-- Как можно спокойно вылезти на обшивку космического коробля, только что совершившего аварийную посадку в плотной астмосфере, да еще прислониться к нему? Он же раскаленный?

-- То, что Максим дотрагивается дло космического корабля, только что произведшего аварийную посадку, – это ляп. C другой стороны, он же супермен!

-- Город выглядит крайне благополучным – везде огни, у всех приличные квартиры, на улицах относительно спокойно, в чистеньких кафе полно народу, люди выглядят довольными (если они не выродки, конечно). Как-то странно для столицы страны, пережившей недавно атомную войну.

-- Ну, во-первых, это столица империи, один главный Город только одной из стран, расположенных на Саракше. А если посмотреть вторую часть дилогии, все становится ясно про мир в целом. Проблема восприятия – в интервале между двумя фильмами. Снимая Город мутантов – другую страну, пережившую ядерную войну, для меня было принципиально важно отделить весь мир от имперской столицы, которая жирует. Это все объясняет. После атомной войны – что первым реконструируют? Департаменты специальных исследований и прочие важные государственные заведения. Этот Город классово разделен. Даже про Ноле Ренаду говорят – он выродок, но на свободе, потому что он богатый, домовладелец. А если есть классовое общество – то есть что-то для богатых, а что-то для бедных. Если присмотреться к Городу, то есть богатые горожане и есть бедные. С Таней Мамедовой, художником по костюмам, мы даже группировали их, делили на классы. Но есть и пассажиры автопоезда, и дорога к Городу, которой в начале истории Мак и Гай едут в столицу. Там вокруг – развалины и нищета. Мы очень много думали, чтобы картина в целом не смотрелась уж совсем депрессивно – очень многие зрители просто не выдержали бы такой атмосферы картинки, которая передается через кинопроектор. Я помню слова своего оператора (Максима Осадчего), который сказал: так депрессивно все, мы можем вообще зрителей лишиться! И поэтому Имперский Город такой веселенький, там воздушный транспорт, разномастная толпа, неоновая реклама… Мы специально это делали. Специфика восприятия Города в первом фильме – это проблема разделения двух картин, того, что зрители не могут сразу увидеть целый мир. Столицы всегда отличаются от провинции.


Голованы

-- Одни из самых притягательных и таинственных существ в романе превратились в каких-то вервольфов из трэш-хоррора.

-- Мы делали тесты с голованами-собаками, как у Стругацких, – они были очень смешные! У меня до сих пор даже американские голованы вызывают вопрос, потому что во все, что касается аниматроники и страшилок, я до конца не верю, они все равно немножко меня смешат. Но наши пробы Голованов с собачьими головами – это просто умора! В тексте – это собакообразные существа с непропорционально большими головами, так мы и сделали – и выглядело это очень смешно! Текст – это одно, и когда ты читаешь – ты представляшь себе одно, а на практике, сделанное в соответствии с буквой текста, получилось совсем другое. Поэтому в результате мы сделали их все-таки такими – с налетом вервольфов.


Знакомые щупальца

-- Насмотренные зрители болезненно отнеслись к деталям «Обитаемого острова», которые показались им списанными с других картин. Самыми популярными примерами стали космический корабль Каммерера, оснащенный осьминожьими щупальцами, памятными по «Матрице» /Matrix, The/ (1999), и город из «Бегущего по лезвию» /Blade Runner/ (1982). Вообще же, список фильмов, с которыми зрители обнаружили сходство «Обитаемого острова», оказался почти ультимативным топом кинофантастики: «Матрица», «Бегущий по лезвию», «Звездный десант» /Starship Troopers/ (1997), «Вспомнить все» /Total Recall/ (1990), «Пятый элемент» /Fifth Element, The/ (1997), «Бэтмен» /Batman/ (1989).

-- Посмотрев «Пятый элемент», можно сказать, что Бессон свистнул город из «Вспомнить все». Посмотрев «Бэтмена» или «Матрицу», можно сказать, что очень много свистнуто из «Бегущего по лезвию». Мы все смотрим кино. Что касается щупалец – такая аналогия есть, я это признаю. А что касается образа города – в процессе работы над ним мы всячески старались отойти от «Матрицы», «Бегущего по лезвию» и остальных известных фантастических фильмов. Если вы помните панораму города, когда в зрачке у Харрисона Форда загорается пламя, очень известный кадр – мы поставили эту панораму на экран и сказали: ни в коем случае не должно быть похоже! Мы сделали все абсолютно другое, сделали цветокоррекцию, и все равно есть похожесть. На аниматике это все выглядит совершенно иначе – другие здания, другие улицы, другой принцип построения, а когда выводишь это все на пленку – дух остается, хоть ты тресни! Мы думали – а может, покрасить это все в белый цвет и сделать стеклянным, или сделать все круглым, что некрасиво, и потом – почему круглое?…

Нужно понимать, что и «Бегущий по лезвию», и «Матрица» родились не сами по себе, а из комиксов, из огромного количества изображений, созданных художниками-фантастами, которые нарисовали всю научную фантастику еще до появления фантастических фильмов. В них – все корни. Если, хорошо зная историю кино, взять Готем-сити в «Бэтмене» – это «Метрополис» /Metropolis/ (1927) Фрица Ланга. А черно-белое немое кино – «Метрополис» был основан на еще более ранних футуристических художественных работах. Естественно, первое, что пришло в голову при работе над «Обитаемым островом» – как можно дальше отойти и от Готем-сити, и от «Блэйдраннера». Что касается щупалец – тоже делали непохоже на «Матрицу», а в результате получилось похоже.


Это не любовь

-- Тем, кому дорог первоисточник, показалось, что Федор Бондарчук, на самом деле, совершенно равнодушен к творчеству Стругацких и для него это просто постановка космического боевика, а не экранизация священной классики.

-- Аудитория разделилась ровно пополам. Одни согласны с этим утверждением, а другие – как, например, Дмитрий Быков – считают, что это, может быть, лучший фильм начала XXI века, или лучшая экранизация Стругацких. Я читаю и тех, и других – поэтому как я могу прокомментировать такое высказывание? Существуют полярные мнения. С «9 ротой» (2005) была та же история, 50 на 50. 50% рвали на куски – и по деталям, и про афганскую войну, и «как гламурный персонаж, выросший на Тверской, может снимать фильм про афганскую войну?» – ну получилось так, как получилось. В результате прошло время, и я не могу сказать, что «9 рота» уже стала классикой, но то, что она занимает какое-то важное место в новом российском кино – это однозначно. Одни грызут, не оставляя живого места, другие поднимают на флаг. Я нахожусь посередине, в полном кайфе от этой ситуации.

Текст:
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?