Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Интервью

Пора прекратить споры об имуществе, жить за счет сдаваемых площадей и кормиться подачками, Пора делать свое прямое дело -- кино. Вот главный пафос V пленума правления Союза кинематографистов Москвы, на котором были сделаны первые шаги к сближению со его давним антагонистом -- Союзом кинематографистов России.
Добавить в закладки

Союзы кинематографистов нашли общее дело. Пора прекратить споры об имуществе, жить за счет сдаваемых площадей и кормиться подачками, Пора делать свое прямое дело – кино. Вот главный пафос V пленума правления Союза кинематографистов Москвы, на котором были сделаны первые шаги к сближению со его давним антагонистом – Союзом кинематографистов России.

Мелькнувшая в печати весть о возвращении кино-Москвы в лоно кино-России преждевременна. Разногласия принципиальны, взаимное неприятие так велико, что глава МСК почти год не мог пробиться к главе РСК. Перед пленумом встреча наконец состоялась, ее можно считать исторической. Стороны договорились идти навстречу друг другу даже ценою компромиссов. В документах пленума есть оговорка: МСК войдет в михалковский союз лишь при условии внесения изменений в Устав СК России. Напомню: если Московский киносоюз привержен демократическим принципам, то СК России выстроил властную вертикаль. МСК объединяет 3,5 тысячи кинематографистов, при том, что в стране их 4,5 тысячи, – это основообразующая организация, от решений которой все и зависит. Решения будут приняты на съезде осенью.
Мы говорим с председателем МСК режиссером Саввой КУЛИШОМ.
-- На чем сплотились?
-- На общей идее. Не может киносоюз вечно жить на копейки от аренды помещений. Мы пытаемся создать механизм, который поможет кино зарабатывать.
-- Что это за механизм?
-- Есть указ о создании общества «Российский кинопрокат» – такое же нужно создать в Москве. Кинотеатры должны стать «театрами кино». Речь и о мультиплексах, и о комплексах типа лондонского «Уайт-хауза», куда можно придти с семьей на весь день. Кроме кино, там детские площадки, магазины, кафе, игротеки, выставки, фонтаны, зелень. У нас начинает возникать нечто подобное и результат налицо: в московском «Ролане» нельзя было попасть на «Тельца» Сокурова. Один бизнесмен просил продать ему билет хоть за 200 долларов. То есть наступил миг, когда наше кино опять востребовано.
-- В Москве открылся кинотеатр «Алмаз» с двойными креслами для любви и кабинетами, куда можно заказать спиртное, закуску и при желании закрыться ставнями. Если на экране высокотехничный аттракцион, все сработает, но я с трудом представляю там кино в ранге искусства.
-- Я много разговаривал с молодыми зрителями – им боевики давно приелись, они хотят серьезного кино. Всегда хочется того, чего нет.
-- Что мешает показывать такое кино в новых кинотеатрах?
-- Они работают с американскими мейджорами, время расписано на год вперед. В «Пушкинском» неделю шел «Брат-2» и был снят при аншлаге, потому что подпирал новый фильм.
-- Что вы предлагаете?
-- Государству нужно сделать стратегический шаг: вложиться в кино. Чтобы оно могло конкурировать с этой системой.
-- Владельцы кинозалов не считают выгодным показывать наши фильмы-- как их заставишь?
-- Нам не хватает системы протекционизма. Отчисления от проката иностранных картин должны быть много выше, чем от наших. Тогда показывать отечественное кино будет выгодно.
-- Вы директор нового кинотеатра и горячий сторонник нашего кино – какой из фильмов года возьмете для первой премьеры?
-- Понимаю коварство вопроса. Но если бы в эпоху оттепели государство не вложилось в кино, не было бы у нас ни Чухрая, ни Хуциева, ни Тарковского. Пять мастодонтов делали бы свои шедевры и все. Речь не о том, чтобы сесть на шею государству, а о кредите. Разовое вливание нужно, чтобы система заработала. Иначе в условиях открытого рынка кино не будет. А тогда не нужен и киносоюз.
-- Хорошо, влили. Какого рода фильмы нужно запустить в производство, чтобы заработала система возврата денег?
-- Много детских фильмов. Дети одна из самых благодарных аудиторий.
-- Сказки – дорогое предприятие!
-- Но оно работает долго: на дедушку Роу и сегодня спрос. Нет юношеских картин. Мы больше не делаем картин о первой любви, подобных «Ста дням после детства» или «Дикой собаке Динго». Сколько можно крушить челюсти на экране!
-- Но тогда нужно менять режиссеров – они штампуют «Ментов»!
-- Им «Ментов» заказывают. Люди для денег делают заказуху – мыло. Но мылом могут быть «Сага о Форсайтах», «Война и мир», Достоевский. У нас великая литература, есть на что опираться, берусь составить список из двадцати кассовых картин. Имею право так говорить, потому что «Мертвый сезон» собрал за десять месяцев сто миллионов.
-- Это был прорыв на фоне официоза. Сейчас ситуация другая.
-- Смысл тот же: у нас опять дефицит нормального человеческого кино.
-- Как все это осуществить? Централизованное планирование?
-- Должен быть сценарный портфель, а он требует денег: сегодня никто не будет писать сценарий в стол. Нужны конкурсы – детской тематики, молодежной и т.д.
-- Этим будет заниматься киноведомство?
-- И Союз кинематографистов. Он должен работать на кино, елки-палки! Тогда появятся деньги и на социальные нужды. А вместо этого мы спорим о Киноцентре. Почему я предложил кончать эту войну мышей и лягушек? Потому что мы в тупике. Но чтобы выйти из него, нашим союзам надо привести свои уставы в соответствие друг с другом. У нас союз демократический, в РСК устав тоталитарный.
-- Отказаться от вертикали? Они с таким трудом ее строили! Какие условия выдвигает Московский союз?
-- Секретари союза не должны назначаться. Московскому союзу должна быть возвращена собственность. Она есть у кинематографистов Петербурга, Екатеринбурга, Казани – только не у москвичей.
-- И об этом вы говорили на недавней встрече с Михалковым?
-- Мы договорились о прекращении военных действий и согласовании уставов – договорились идти навстречу друг другу.
-- При сближении на компромисс идут обе стороны. Чем пожертвует Московский союз?
-- Став региональной организацией РСК, свои действия на федеральном уровне мы будем согласовывать с ним. Москва – наша прерогатива, дела федеральные и международные – в ведении РСК.
-- Получается: горизонталь сблизится с вертикалью. Но так не бывает. Кто-то должен поступиться принципами.
-- Мы найдем некий модус вивенди. Можно назначить чиновника, но нельзя администрировать в творчестве. В союз кинематографистов принимали за вклад в кино. Теперь могут принять просто потому, что человек имеет к кино отношение. Но мы не профсоюз.
-- Реален ли государственный кредит в условиях кризиса?
-- Во время войны государство вливало в кино огромные суммы, отнимая их у военной промышленности. Потому что кино приближало победу. «Секретарь райкома», «Жди меня», «Небесный тихоход», «Иван Грозный» были оружием. Тогда это понимали.
-- Возврат к госзаказу?
-- Надо понять, что хочет смотреть зритель и что он должен смотреть.
-- Любой продюсер скажет, что зритель хочет мордобоя.
-- Такой продюсер – человек вчерашнего дня. Никакой прорыв невозможен, если идти на поводу у толпы. «Брат-2» – это шагреневая кожа, короткий успех, тупик. Сегодня опять нужны картины, которые называются «Учитель». Или «Крестьяне». Мы лишили людей духовной пищи, в результате у нас 10 миллионов безграмотных!
-- На телеканале М-1 есть практика «народных ведущих». Привели в студию скинхеда-националиста, и тот стал читать по складам.
-- Безграмотность рождает скинхедов, это почва для национализма. Половина наших бед зарождается от дефицита в духовной сфере. Вот поэтому и нельзя экономить на кино.
-- Иными словами, речь о возникновении идеологии.
-- Речь о национальной идее. Она есть во всех странах. «Германия превыше всего» – это не Гитлер написал, а Гофмансталь, поэт-романтик. И превыше не потому, что славяне, евреи или негры ниже. Превыше – для немца: Германия у него одна. Есть замечательная идея у французов: свобода, равенство, братство. В США работает американская мечта: Клинтон – сын бедных людей.
-- Можете предложить идею для России?
-- Триада: единый народ – священная земля – великая культура.

Текст: Валерий Кичин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?