Наверх
Веном Звезда родилась Чёрный клановец Человек на Луне Без меня Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» Клубаре Хэллоуин Супербобровы: Народные мстители Репродукция Несокрушимый

Рецензия на фильм «О' Хортен»

Выходит «О' Хортен» Бента Хамера – норвежская фантасмагория про застрявшие в шкафу метеориты и машинистов-пенсионеров, прыгающих на лыжах к звездам.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "О

Машинист красивых скоростных экспрессов Одд (Баард Оуэ) – суровый кадровый железнодорожник с капитанской трубкой, словно вырубленный из фьордовый скалы норвежским скульптором – выходит на пенсию. Коллеги устраивают ветерану торжественные проводы, вручив диплом и серебрянный паровозик на подставке. Утром этот строгий человек должен вести последний поезд, но по глупому стечению обстоятельств опаздывает на прощальный рейс, проведя ночь в чужой квартире под кроватью у незнакомого ребенка – маленькое происшествие, переключившее жизнь машиниста, до этого катившуюся по расписанию, в несколько другой регистр. Собственно следующие полтора часа, вместившие в себя странный день, когда поезд вроде бы ушел, но старость еще не наступила, таинственный вечер и еще более загадочную ночь, раскручивается череда событий, которые, если не поддаваться режиссерскому реализму (а не поддаваться ему довольно сложно), следует назвать сюрреалистическими. Как то: ночные прыжки с лыжного трамплина, езда с завязанными глазами по центру Осло, старики, скользящие по мостовой на пятой точке, метеорит в шкафу и пр.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "О

Пожалуй, до Бента Хамера никому и в голову не приходило, что проводы на пенсию можно превратить в такой чудесный сон, который не растворится по выходе из зала в мировом эфире, но застрянет в памяти, как упавший на Землю и отправленный в шкаф метеорит – краеугольной камень всей истории. Факт, отмеченный прошлогодними каннскими отборщиками, включившими «О' Хортена» /O' Horten/ (2007) в программу «Особый взгляд» – этакие режиссерские смотрины перед конкурсом. Уже ясно, что рано или поздно очередь дойдет и до самого конкурса, если Хамер, исследовавший космическое одиночество мужчин еще в «Кухонных байках» /Kitchen Stories/ (2003), продолжит развиваться в том же духе.

Вообще, норвежцы, у которых последние лет пятнадцать наблюдается тихий, в силу особенностей национального характера, киноренессанс, заслуживают более существенного международного признания, чем диплом российских блоггеров на фестивале «Завтра», полученный «О' Хортеном» прошлой осенью. Кажется, после него и «Неуместного человека» /Brysomme mannen, Den/ (2006) Йенса Лиена аскетичные нордические фантасмагории, снятые в жанре «икеевского» реализма, наконец-то заняли свое место в галерее авторского скандинавского арт-хауса где-то между водочными медитациями Аки Каурисмяки и герметичными инсталляциями Роя Андерссона. Наблюдение тем более отрадное, что перед этим Бент Хамер бездумно расстрачивал свой потенциал на экранизации симпатичной, но чужой для него американской классики, как это произошло в «Фактотуме» /Factotum/ (2005) – картине, несмотря на Чарльза Буковски, для него пустой и очень неудачной.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "О

В «О' Хортене», напротив, норвежец раздышался заново, повторив в некотором смысле опыт своего героя-машиниста: после «Фактотума» режиссера уже начали было провожать на пенсию, а он залез на трамплин и прыгнул в космос. Маленькое, но действительно важное событие, которое никак нельзя пропустить в этом сезоне.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  80



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть