Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Рецензия на фильм «Преисподняя»

Садистская феминистская историческая драма, живописующая все виды женского страдания на Диком Западе.

6
оценка

Немая молодая женщина по имени Элизабет (Дакота Фэннинг) живет на Диком Западе с мужем, дочерью и пасынком. Когда она помогает соседке при тяжелых родах, ей приходится убить младенца, чтобы спасти жизнь матери. Об этом узнает местный проповедник (Гай Пирс), и он начинает терроризировать Лиз, выходя далеко за пределы обычных церковных порицаний.

Кадр из фильма "Преисподняя"

Кадр из фильма "Преисподняя"

Даже самые жесткие американские режиссеры, снимающие фильмы о Диком Западе, чувствуют ностальгию по временам, которые часто считаются высшим воплощением национального индивидуализма. Мартин Кулховен, однако, не американский, а голландский постановщик, и его новая картина не стала голливудской оттого, чтобы была снята на английском языке с заокеанскими звездами. Поэтому «Преисподняя» ностальгии начисто лишена. Дикий Запад в ней предстает не романтической эпохой, а кошмарным, поистине ужасающим временем бесконечного и повсеместного издевательства над женщинами.

Кадр из фильма "Преисподняя"

Кадр из фильма "Преисподняя"

«Преисподняя» длится почти два с половиной часа, и все это время можно разделить на две части – кровавое насилие, преимущественно мужское, и напряженное ожидание, когда мужчина возьмет в руки ружье, револьвер, нож или плеть. Эпическая продолжительность ленты использована Кулховеном, чтобы превратить «Преисподнюю» в компендиум жестоких, изощренных и нередко извращенных издевательств. Психологические пытки, изнасилования, садистский секс на грани убийства, членовредительство, медленные и быстрые расправы, казни, избиения… И в качестве особенно омерзительной вишенки на кровавом торте – инцест с несовершеннолетними.

Правда, не все вышеперечисленное показывается крупным планом, и нельзя сказать, что Кулховен вместе с оператором смакуют каждую ужасную сцену. Порой камера отворачивается, и зрители лишь слышат крики страшной боли. Но того, что фильм показывает, и того, что он подразумевает, вполне достаточно, чтобы заставить многих зрителей выйти из зала.

Кадр из фильма "Преисподняя"

Кадр из фильма "Преисподняя"

Картина полностью снята в Европе – в Испании, Венгрии, Германии и Австрии. Режиссер надеялся, что в фильм вложатся голливудцы, но смог договориться лишь о европейском финансировании

Есть ли во всем этом смысл? Есть, но его немного. Идей в фильме всего две: «Насилие над женщинами и девочками недопустимо» и «Абсолютная власть развращает абсолютно». Под «абсолютной властью» в данном случае подразумеваются все формы власти мужчины над женщиной: власть мужа, власть отца, власть полицейского, власть проповедника и даже власть клиента в публичном доме. Безымянный Проповедник олицетворяет многие из этих форм развращенной власти, но в фильме есть и другие мужчины, которые ведут себя аналогично. И даже те немногие персонажи, которые на фоне Проповедника кажутся ангелами, по гамбургскому счету отнюдь не безупречны. Фильм ясно дает понять, что Проповедник, при всей его запредельной маниакальности, ни в коем случае не является исключением из правила. Злодей вполне мог бы повторить слова из известной картины: «Не мы такие – жизнь такая!»

Кадр из фильма "Преисподняя"

Кадр из фильма "Преисподняя"

Гай Пирс и его экранная партнерша, голландская звезда Карис ван Хаутен, во время съемок завели роман. В августе 2016 года у них родился сын

Если мужчины «Преисподней» предстают почти исключительно мучителями, то женщины делятся на тех, кто покорно принимает издевательства, и тех, кто пытается сбежать или дать отпор. Лиз принадлежит к числу вторых, и картина воспевает ее упорство и ее несгибаемый дух. Однако сильный характер ни от чего не защищает героиню, и в основном злодеи играют с ней как кошки с мышкой. Фильм даже не заканчивается хеппи-эндом, хотя нотки оптимизма в эпилоге все же присутствуют.

Кадр из фильма "Преисподняя"

Кадр из фильма "Преисподняя"

Сильное ли это кино? Бесспорно. Но, пожалуй, слишком сильное. Уже к его середине за героинь перестаешь переживать, поскольку картина исчерпывает душевный лимит зрительского переживания, нагромождая одну сцену страдания на другую. Так что вторую половину «Преисподней» проводишь, нервно хмыкая на каждый новый виток садизма и поглядывая на часы с мыслью: «Когда же эта пытка кончится?!»

Если Кулховен хотел добиться, чтобы публика перестала смотреть на Дикий Запад сквозь розовые очки, то эту задачу его лента выполняет, и она делает это с помощью талантливо выстроенного мрачного изображения, еще более мрачного сюжета и харизматичной актерской игры. Но раскрыть эту тему можно было куда быстрее и без вавилонской башни боли, которая привлечет скорее маньяков, чем нормальных зрителей, и без Кулховена знающих, что женщин мучить и убивать не годится.

С 12 января в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  146



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть