Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Квадрат»

Жесткая, но разбросанная сатирическая лента о жизни в Швеции и мире современного искусства

Добавить в закладки

Куратор крупного шведского музея современного искусства Кристиан (Клас Банг) должен решить, как провести рекламную кампанию новой выставки. Экспозиция строится вокруг инсталляции «Квадрат» – размеченного пространства, в котором людям предлагается относиться друг к другу с доверием, уважением и заботой. Инсталляция не вызывает ни у кого энтузиазма, и потому ее реклама должна быть громкой и неотразимой. Кристиана, однако, куда больше волнует, как вернуть телефон и бумажник, которые у него украли на площади перед музеем. Вместо того чтобы обратиться в полицию, мужчина сам пытается определить, где находятся его вещи, и потребовать их возвращения.

Кадр из фильма "Квадрат"

Фильм удостоился «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля

Постановщик «Квадрата» Рубен Эстлунд выбрал своей художественной миссией разоблачение современного шведского общества. Эстлунд атакует соотечественников на всех уровнях – от семейных отношений до государственной политики. Его критика жестка и бескомпромиссна, но иногда слишком разбросана, как это хорошо видно в его последней, самой амбициозной работе.

Кадр из фильма "Квадрат"

В то время как в криминальной драме «Игра» Эстлунд обсуждал воспитание детей и отношение к мигрантам, а в семейной драме «Форс-мажор» анализировал душевную слабость шведских мужчин, в «Квадрате» он затрагивает множество общественных и духовных проблем. Выхолощенность и абсурдность современного искусства, кризис маскулинности, доведенная до безумия политическая риторика, отношения между разными нациями и разными общественными классами, пустота личной жизни, готовность пройти мимо чужой беды…

Кадр из фильма "Квадрат"

Впечатляющий перечень, но это удар растопыренными пальцами, а не сжатым кулаком. «Игра» и «Форс-мажор» задевали сильнее, потому что их сосредоточенность позволяла глубоко разобраться в рассматриваемой проблеме и выстроить вокруг нее захватывающее повествование. «Квадрат» же порой разваливается на отдельные эффектные сцены и слабо развивает три свои сюжетные линии – охота Кристиана за похищенным, отношения мужчины с американской журналисткой в исполнении Элизабет Мосс и курирование художественного музея.

Кадр из фильма "Квадрат"

Положенный в основу картины «Квадрат» – реальная инсталляция режиссера Рубена Эстлунда и продюсера Калле Бомана. Она находится на территории музея в городе Вернамо

Самыми едкими и запоминающимися получились кураторские сцены, что заставило некоторых критиков назвать «Квадрат» сатирой на мир современного искусства. Это верно, но не точно – фильм обширнее, чем издевательство над музейными нравами, нелепыми экспонатами, перформансами за гранью фола (шокирующий фрагмент, в котором Терри Нотари из «Восстания планеты обезьян» сыграл русского художника, изображающего агрессивную обезьяну во время званого ужина), нарочито скандальными рекламными кампаниями и потребительским отношением СМИ к современному искусству. Для Эстлунда все это лишь одна из граней Кристиана, причем грань второстепенная, потому что основная, самая драматичная и важная для героя сюжетная линия развивается за границами музея. Однако этой линии уделено меньше экранного времени, чем музейной сатире, и раскрыта она намного слабее, на грани провала.

Кадр из фильма "Квадрат"

Согласитесь, неуклюжая сценарная конструкция. Второстепенное должно прилагаться к главному, а не заслонять его. Как говорят в Америке, режиссер откусил больше, чем смог прожевать. «Квадрат» буквально распирает от мыслей и идей, и лента, которая длится почти два с половиной часа, нуждается в большей строгости и выстроенности. Хотя есть свое обаяние в хаотичности постановки, потому что она делает «Квадрат» причудливым и непредсказуемым. Это плюс для тех, кто любит артхаус за его несхожесть со скрупулезно выстроенным мейнстримом.

В остальном «Квадрат» – лента сильная. Хорошо подобранные актеры, смешные и острые сатирические сцены, несколько удачных операторских находок, внезапные сюжетные ходы (там, где повествование все-таки выстроено), заигрывания с абсурдизмом… Трудно не согласиться с теми, кто полагает, что «Квадрат» мог бы быть превосходным артхаусным фильмом, если бы Эстлунд, который честно признает, что сценарий рождался в муках, не пытался запихнуть на экран все, что его волнует.

 С 7 сентября в кино.

 
Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?