Летать невредно

Молодой режиссер Джон Мур родился спустя пять лет после выхода оригинального "Полета Феникса" Роберта Олдрича в 65-м. Зачем было делать римейк, когда прошлое вовсе не так и устарело, непонятно, но у Мура все же что-то грызет душу, если он при всей политкорректности взялся за вопрос "как спасаться, кто может". Аудитория фильма безвозрастная и вненациональная. Кто не видел оригинал, посмотрит фильм-катастрофу спокойно и сочувственно...
Рецензии

За месяц проката на родине «Полет Феникса» окупил свой 45-миллионный бюджет вполовину. Хитом, значит, у нас тоже не станет, но и провалом не назовешь. Доберет, и найдутся. Аудитория фильма безвозрастная и вненациональная, совсем плохо на нем будет лишь двум категориям зрителей: фанатам старого кино и для кого ведро попкорна – не роскошь, а средство существования. Кто не все время хавает и не видел оригинал, посмотрит этот фильм-катастрофу спокойно и сочувственно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Полет Феникса"

Молодой режиссер-ирландец Джон Мур родился спустя пять лет после выхода в 65-м оригинального «Полета Феникса» /Flight of the Phoenix, The/ (1965) Роберта Олдрича по рассказу Эллистона Тревора. Чем он руководствовался в римейке – совершенно очевидно. Когда-то старенький самолетик терпел бедствие в Сахаре, на борту была дюжина мужиков, их играли международно-суперские актеры (Джеймс Стюарт, Ричард Аттенборо, Эрнст Боргнайн, Питер Финч, Кристиан Маркан), половина, как водится, погибала от разных пустынных прелестей (жара, раны, сумасшествие, обезвоживание, кровожадные дикари), оставшиеся придумывали, чего делать, и пытались спастись. Теперь самолетик терпит бедствие в пустыне Гоби, поскольку в Сахаре уже не заблудишься, а на борту появились пара негров и непременная баба (Миранда Отто), хотя в главных ролях – по-прежнему суперские Деннис Куэйд и Джованни Рибизи. За сорок прошедших с Олдрича лет феминизм и политкорректность стало не объехать.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Полет Феникса"

Кроме того, за отчетный период поднялись высокие технологии, и Джон Мур этим тоже воспользовался. Классно снята песчаная буря, как она выглядит в атмосфере, и само бедствие – аварийная посадка. Спецэффекты такие, что прямо как будто сам в этом самолетике. В финале сюжет тоже слегка подкорректирован «для красот» – чтобы былые роскошные бедуины, ставшие скромными аратами, по-прежнему на лошадях могли гнаться за самолетиком и палить по нему, палить. Вообще натурализма больше. Даже логики больше: по третьему разу драматургия выпрямилась окончательно. Полет через пустыню – не просто так, а в связи с тем, что очередная плохая транснациональная корпорация закрыла невыгодные нефтяные разработки, и вывозят уволенных бурильщиков. Изначальная мрачность – тоже не с потолка, а поскольку бурят обычно всяческие «отбросы общества». Все уходы, приходы, смерти, спасения и генеральная идея строительства нового самолета жестко привязаны к жанру, за последние сорок лет разработанному в ноль. Все, как по нотам. Но больше ничем особенным фильм Мура от фильма Олдрича, в общем, не отличается.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Полет Феникса"

Зачем было делать римейк, когда прошлое вовсе не так уж устарело и регулярно смотрится по телевизору – мучительная загадка, сопровождающая всю дорогу. В «фильме-катастрофе» все превращается в штамп, в чистый экшн, а у Олдрича было кое-что еще. Вместо поднадоевшей после джеков лондонов и прочих хэмингуэев «борьбы за выживание» у него был в 65-м этакий легкий сюр. Как в обстоятельствах неизбежной надвигающейся смерти без воды и еды и в полной неизвестности разные люди ведут себя по-разному, но не «потому, что». Один вернулся не потому, что другой ему что-то пообещал. Третий выпил чужую воду не потому, что считает себя вправе. Он ничего не считает, он ее просто выпил. Слабый захотел погибнуть, а не погиб «в связи с»… Нет, в римейке «борьба характеров» тоже периодически возникает. Хороши сцена с музычкой и вся роль Рибизи – темная лошадка, блондинистый наци, инвариант Бурляева из «Андрея Рублева». Но вот именно, что все хорошее в римейке упрямо сводится к каким-то инвариантам, к известному и понятному, и этим уже намного благостней и скучней. Сюр Олдрича был более глубокий – про абсолютное отчаяние разницы между людьми, даже когда они «бездны страшной на краю». Про полное невзаимопонимание человечества, хоть оно все удавится. Спасение на жуткой таратайке вполне могло быть у него миражем.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Полет Феникса"

Правда, по нынешним временам похвалить римейк можно уже за сам факт интереса к подобному сюжету. У молодого режиссера-ирландца что-то грызет душу, если он в принципе при всей политкорректности взялся за вопрос «как спасаться, кто может». Что именно надо мочь новому поколению – это, вероятно, и повод для римейка.

05.02.2005 Текст: К.Тарханова
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram


Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00