Композитор, режиссер, сценарист, продюсер и актриса Даша Чаруша о ценности музыки в кино, поиске собственного пути, энергетическом потенциале, новом режиссерском проекте «Мальвина» и Насте Ивлеевой.
Как вы, собственно, пришли в кино? Насколько я знаю, вы с самого детства связаны с музыкой.
Я музыкант, пианистка, окончила музыкальное училище, всегда писала музыку. Потом получилось так, что я попала в ГИТИС и начала сниматься. Это было начало 2000-х, все как-то сумбурно произошло, но было… легко и удобно. И музыка все время существовала, но где-то рядышком. А потом я поняла, что выросла из того, что когда-то мне казалось ценным. Мне объективно кажется, что я не очень хорошая артистка: собственно говоря, у меня была классная фактура, потому что я была хорошенькая, ну и, в принципе, органичная. А когда ты подходишь к тридцати годам, то часть ролей, где надо быть хорошенькой, перекочевывает к другим людям.
В какой-то момент пришло понимание: все, что я делала до этого, было очень усредненно-нехорошее. И это проблема не проектов, не режиссеров, не ролей, а выбранного пути. Когда ты идешь туда, где легко, тепленько и сыто, любые изменения начинаются с кризиса. Это был большой кризис в моей жизни, когда я поняла, что роли заканчиваются, кончаются деньги. Здорово, что тогда я на «Кинотавре» познакомилась с создателем фильма «Овсянки»
Клипы были побочным производством от музыки: я поняла, что единственный человек, который поможет мне снимать клипы, – я сама. Сделала сначала себе – получилось. Потом был клип для Басты, «Пьяная любовь» для Димы Билана, короткометражный фильм на грант «Яндекса» и затем случился полнометражный «Марафон желаний». Сейчас мы сняли «Мальвину» с потрясающим актерским составом – для нее я тоже буду писать музыку. Сейчас вообще чувствую огромный скачок: я работаю с живым оркестром! Например, для сериала «Цикады». Я понимаю, что надо было пройти весь этот путь, чтобы наконец гордиться тем, что делаю.
Очень здорово, что вы признаете неудачи в том числе. Сейчас гордитесь, все в порядке?
Мне кажется, удачи и неудачи – это не хорошо и не плохо. Только если есть болезненное эго. Безусловно, оно где-то трепыхается и болит, но, если его ставить на первое место, в конечном итоге все начинает подчиняться ему. Это черная дыра: его невозможно накормить, ты кидаешь, кидаешь, а ему все мало. Нам-то при этом всем нравится настоящее. Когда смотришь интервью с состоявшимися артистами, исполнителями, всегда видишь – они в своем потоке.
Они просто реалистично приближены ко всему происходящему.
Да! Когда человек в себе не уверен, он всегда создает прослойку между собой и реальностью, какую-то иллюзию. С одной стороны, она создает какое-то первое впечатление о человеке, с другой – сжирает его самого и не дает донести свою энергию до мира.
Кстати, про сжирание энергии. Вы и режиссер, и композитор, и сценарист – как вы все успеваете?
Любая эволюция – про расширение. Раньше говорила, что мне очень повезло, а сейчас я думаю, что везение – это перекладывание ответственности. Это не вопрос везения, а результаты постоянных раскопок внутри себя: как работает там моя психофизика, мое эмоциональное тело, мое сознание. Постоянно занимаюсь каким-то выстраиванием своей жизни. Человек – такое существо, которое плетет будущее из кристаллов прошлого. Такой кристальный ковер.
Вы сейчас доткали ковер «Мальвины». Расскажите, как появилась идея проекта и как к нему присоединилась Настя Ивлеева?
Женя Хрипкова (сценарист. – Прим. ред.) и Вазген Хачатрян (продюсер. – Прим. ред.) предложили сделать экспликацию на сценарий (художественное и организационное видение фильма. – Прим. ред.). Я прочитала, и он сразу мне откликнулся. Я была очень честна и с собой, и с ребятами, даже поборолась, чтобы меня взяли режиссером проекта. Получилось какое-то невероятное волшебное варево, я им очень довольна.
Настю я видела в «Монастыре», потому что писала для него музыку, так что наблюдала за ней в течение четырех месяцев. Я увидела в ней бурлящую жизнь, которая мало в ком есть. Бывают хорошие артисты, их персонажи, но не ощущение торнадо и цунами от человека. Для Мальвины именно такое чувство мы искали. Я подумала: как нам найти такого джинна? Либо это должен быть грандиозный артист, либо явление. Настя оказалась не только хорошей артисткой, так еще и фантастическим партнером на площадке. Ходят всякие слухи о ней, но не подтвердился ни один из них. Это милейший, воспитанный человек, который всегда готов, всегда вовремя, всегда знает текст, всегда слушает. Для меня это было открытием.
Продолжение интервью читайте на страницах Printed.