Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

15 хорроров с символическим подтекстом

«Иногда сигара – это просто сигара», – гласит известная шутка психоаналитиков

Добавить в закладки
Не просто сигара

Кадр из фильма «Зависимость»

На что более всего похожа жажда крови, которая, если верить мистическим книгам и фильмам, обуревает вампиров? Разумеется, на зависимость от наркотиков! А это значит, что вампирская история может быть метафорой страданий наркомана. Одной из первых лент, эксплуатирующих эту параллель, была причудливая артхаусная картина Абеля Феррары, где Лили Тейлор играла начинающую вампиршу, которая то наслаждается своим пристрастием к крови, то пытается от него отделаться и впадает в депрессию, когда ей это не удается. Также «Зависимость», получившую несколько фестивальных призов, можно рассматривать как религиозную аллегорию погружения в бездны греха. Недаром в фильме цитируются и упоминаются такие знаменитые философы и теологи, как Гуссерль, Ницше, Фейербах, Декарт.

Кадр из фильма «Восставший из ада»

Садомазохизм был модной темой в 1980-х, и он просто обязан был рано или поздно породить хоррор о чрезмерном стремлении к сексуальному наслаждению. В 1986-м Клайв Баркер опубликовал повесть на эту тему, и уже в следующем году она превратилась в популярный хоррор о человеке, который открывает портал в мир экстремальных удовольствий и обнаруживает, что его обитатели уже не различают боль и удовольствие, а потому подвергают своих жертв бесконечным извращенным страданиям. Хотя «Восставший из ада» не стал прокатным суперхитом, он заработал достаточно, чтобы породить киносериал из восьми сиквелов, последний из которых вышел в 2011 году. Сейчас правообладатели обещают снять ремейк первой ленты – правда, очень и очень вольный.

Кадр из фильма «Кристина»

Машина – это не только средство передвижения. В Америке это еще и символ взрослой свободы и мужской полноценности. Именно поэтому в фильме Джона Карпентера, поставленном по роману Стивена Кинга, приобретение одержимой демоном машины сперва превращает подростка-лузера в самоуверенного и даже наглого парня, а затем убивает его, когда привязанность Арни к «Кристине» превращается в болезненную одержимость. При желании картину Карпентера можно считать «мужским» вариантом кинговской «Кэрри», поскольку главные герои обеих лент жестоко мстят своим школьным обидчикам. Только Кэрри использует свою психическую силу, а Арни – разумную и безжалостную машину. Это как нельзя более актуальный сюжет в эпоху беспрестанных «школьных расстрелов».

Кадр из фильма «В компании волков»

Все взрослые, кто хоть немного разбирается в сказках, знают, что «Красная Шапочка» Шарля Перро – это притча-предупреждение для юных девушек об опасности мужчин, которые прикидываются нежными и благородными рыцарями, но на поверку оказываются обманщиками, а порой и насильниками. Экранизации сказки, однако, обычно уводят ее эротический подтекст на третий план, поскольку изображают главную героиню маленькой девочкой, которой еще рано думать о сексе. «В компании волков» Нила Джордана – исключение из правила. Героиня этой мистико-символической ленты находится на грани превращения из девочки в девушку, и потому ее приключения оказываются авторской попыткой переосмыслить сказку Перро как историю женского взросления и освоения подростковой сексуальности.

Кадр из фильма «Темные воды»

Как и «Бабадук», японский хоррор Хидео Накаты вглядывается в душу женщины, которая в одиночестве заботится о ребенке. Но «Темные воды» рассматривает несколько иную ситуацию, нежели фильм Дженнифер Кент. В то время как героиня «Бабадука» тяжело переживает гибель мужа, Йосими из «Темных вод» боится потерять свою дочь в сражении с бывшим мужем за опеку и переживает из-за того, что вернулась на работу и уже не может так же хорошо заботиться о дочери, как тогда, когда была домохозяйкой. Кроме того, она помнит, как сама была «брошенным ребенком», пострадавшим в результате родительского развода. И если в «Бабадуке» тьма в душе героини превращается в потустороннего монстра, то в «Темных водах» Йосими преследует призрак маленькой девочки, погибшей из-за родительского небрежения.

Кадр из фильма «Степфордские жены»

Идеальные, гламурные, хорошо «выдрессированные» жены-домохозяйки привилегированных мужчин. Как они выглядят и как они себя ведут? Как роботы. То есть как героини сатирического хоррора Брайана Форбса, в котором мужчины решили, что куда лучше жить с человекоподобным компьютером, чем с реальной женщиной, которая может взбунтоваться против предписанной ей жизни на кухне и в постели. Картина определенно была направлена против тех, кто пытается свести существование своей супруги (или супруга) к предписанным традицией нормам. Однако феминистки в то время почему-то решили, что это «антиженское» кино, призывающее расправиться с теми, кто не хочет довольствоваться жизнью домохозяйки. Очевидно, у досужих феминисток уже тогда были проблемы с отличием искренности от иронии.

Кадр из фильма «Чужие среди нас»

На первый взгляд фантастический хоррор Джона Карпентера кажется обычной историей об инопланетном вторжении и о пришельцах, которые так хорошо маскируются под людей, что их почти никто не может различить. Но, присмотревшись, легко заметить, что фильм направлен не против возможных завоевателей Земли, а против тех, кто уже покорил западное общество. То есть против дорвавшихся до власти и богатства бесчеловечных социопатов, которые используют СМИ и прочие методы массового контроля, чтобы никто не помешал им обделывать свои делишки и чтобы никто не усомнился в их праве управлять чужими судьбами. Стоит отметить, что классические голливудские фильмы о вторжении пришельцев также порой имели «второе дно». Они намекали на распространение в Америке коммунистических идей или на возможное нападение «краснознаменных советских орд».

Кадр из фильма «Другие»

Как часто мы ставим себя на место других людей и пытаемся понять, какими мы кажется с чужой точки зрения? Далеко не так часто, как стоило бы это делать. И именно об этом зрителям напоминает хоррор Алехандро Аменабара. Поначалу он рассказывает вполне привычную с точки зрения жанра историю о женщине, которая живет с детьми в старом доме и пытается защитить их от обитающих в здании призраков. Но затем выясняется, что призраки – это давно умершие Грейс, ее дети и ее слуги, а те, кого они считают привидениями, – новые, пока еще живые жители дома. Мало того, источником опасности для детей всегда были не посторонние, а их мать, убившая их во время приступа острого психоза, а затем покончившая с собой и забывшая, что на самом деле случилось.

Кадр из фильма «Убойные каникулы»

«Почему люди в хоррорах ведут себя так глупо, будто в жизни не видели ни единого хоррора?!» – часто спрашивают себя поклонники жанра. Что ж, в «черной» комедии Эли Крейга «Убойные каникулы» молодые персонажи, отправившиеся отдыхать в глубинку, так хорошо знают хорроры, что решают, будто попали в западню и живущие по соседству деревенские парни хотят их убить. На самом деле те лишь желают ребятам добра. Но воспитанный ужастиками страх перед «сельскими психопатами» оказывается столь силен, что убивает приезжих одного за другим, когда те пытаются защититься от несуществующих врагов и погибают от собственных рук. Отличное, остроумнейшее напоминание о том, что нельзя безапелляционно судить о людях по их внешнему виду и что иногда кровавая гибель – это нелепая случайность, а не жестокое убийство. 

Кадр из фильма «Живая мертвечина»

Любовь к родителям – дело хорошее, но иногда она превращается в патологическую зависимость, от которой всем только хуже. За девять лет до того, как он перенес зрителей в Средиземье в трилогии «Властелин Колец», Питер Джексон отдал должное этой теме в хоррор-комедии о парне, властная мать которого после укуса обезьяны-мутанта превращается в зомби, начинает убивать и в конце концов запускает настоящую зомби-эпидемию. Чтобы пресечь катастрофу, герою приходится несколько раз, все более гротескными способами, убить свою мать и доказать, что он решителен и самостоятелен и что он достоин любви своей девушки. Эта картина до сих пор считается одним из самых кровавых представителей жанра.

Кадр из фильма «Рассвет мертвецов»

Среди всех фильмов, которые используют зомби как метафору оглупления человечества под напором культуры потребления, картина Джорджа Ромеро по праву считается лучшей. В ней немногие оставшиеся в живых люди прячутся в огромном торговом центре и отбивают атаки оживших мертвецов, которые бродят по «моллу», потому что привыкли регулярно посещать его при жизни. Поистине жуткое зрелище – особенно когда смотришь «Рассвет» сразу после посещения торгового центра и представляешь себя на месте зомби или людей. Именно поэтому фильм 1978 года популярнее его предшественника, хотя «Ночь живых мертвецов» в 1968 году впервые прославила Ромеро и стала первой картиной обновленного зомби-жанра.

Кадр из фильма «Видеодром»

Если в «Чужих среди нас» СМИ используются для «программирования» людей простыми командами вроде «Подчиняйся!» и «Покупай!», то в сюрном «Видеодроме» Дэвида Кроненберга телевидение полностью подчиняет американцев и заменяет собой их реальную жизнь. Что позволяет людям, контролирующим вещание, делать все что угодно. Даже убивать тех, кто смотрит «неправильные» передачи и этим доказывает свою ненужность «дивному новому миру». Замысел картины отчасти основан на идеях знаменитого канадского теоретика медиа Маршалла МакЛюэна, лекции которого Кроненберг слушал, когда учился в университете Торонто. Лента называется «Видеодром», поскольку главный герой в своих галлюцинациях превращается в живой видеомагнитофон, проигрывающий «программирующие» кассеты.

Кадр из фильма «Кэрри»

Как мы уже отмечали, если «Кристина» – это мрачный портрет мужского американского взросления, то фильм «Кэрри» Брайана де Пальма, также снятый по мотивам книги Стивена Кинга, – это мрачный портрет женского взросления, который завершается трагедией из-за того, что заглавную героиню не принимают и не понимают ни ее религиозная мать, ни ее эгоистичные одноклассники. Показательно, что эта замечательная лента начинается с первой менструации Кэрри, и девушка приходит в ужас, потому что не знает, что с ней происходит. Неудивительно, что когда скопившаяся в душе Кэрри подавленная энергия сексуальности и отчаяния прорывается наружу, она превращает девушку в «ангела смерти», и Кэрри сперва убивает всех своих обидчиков, а затем погибает в сражении с матерью.

Кадр из мультфильма «Истинная грусть»

Когда музыкант становится знаменитым, он начинает новую жизнь в сознании его поклонников. Фактически он раздваивается, и его «двойник» порой оказывается злейшим врагом музыканта, когда он пытается сменить карьеру или начать играть иную музыку, чем прежде. Ведь фанаты обычно хотят, чтобы он соответствовал их представлению о нем, даже если это представление – лишь мимолетная иллюзия, созданная несколькими хитами. Известный аниме-хоррор Сатоси Кона рассказывает об этом на примере молодой поп-певицы Мимы, которая решает стать актрисой и перебраться со сцены на телеэкран. Это вызывает ярость ее фанатов, и девушку начинает преследовать маньяк, который считает, что должен спасти Миму от «деградации», чтобы она осталась вечно молодой и чистой, не «замазанной» ролями во взрослых шоу. В свою очередь, Мима сама начинает сходить с ума и подозревать, что она и есть разыскиваемый полицией серийный убийца…

Кадр из фильма «Сияние»

Один из лучших хорроров всех времен – это прежде всего картина о психически нестабильном писателе, который постепенно сходит с ума под влиянием алкоголя и творческого кризиса. Стивен Кинг как-то откровенно признался, что Джек Торранс для него – отчасти автобиографический герой и что он сочинил «Сияние», чтобы извиниться перед своими детьми за все, чего они от него натерпелись. Именно поэтому книга написана с симпатией к главному герою – даже в тех сценах, где власть над его душой полностью захватывают признаки горного отеля, в котором Джек работает зимним сторожем. Напротив, режиссер Стэнли Кубрик не чувствовал никакой симпатии к Джеку, и его картина снята в значительной степени с точки зрения маленького Дэнни, которого Джек преследует, когда теряет рассудок. Как бы то ни было, «Сияние» получилось шедевром, и его находки – как сценарные, так и визуальные – до сих пор вдохновляют создателей ужастиков.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?