Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Берцы»

Тошнотворная артхаусная семейная драма для тех, кто считает «Левиафан» недостаточно экстремальным

Добавить в закладки
Неадекватные люди

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Кадры Трейлеры Постеры
Борис Иванов
Борис Иванов Автор film.ru с 2000 г. 1985 публикаций

Молодой журналист Сергей (Тимофей Каратаев), уволенный с телевидения за чересчур смелый репортаж, страдает от депрессии в квартире, которую он делит с сестрой Василисой (Мария Антонова), мамой (Татьяна Лютаева) и маминым любовником. Васю в семье считают ненормальной, и потому девушку не выпускают из дома. Когда она уверяет семью, что с ней переспал один из соседей, Сергей жестоко избивает парня. Чтобы примириться, тот дарит Сергею свои берцы, которые якобы обладают волшебной силой и приводят хозяина туда, где он должен быть. Когда Сергей их надевает, они приводят его к телеведущей Ирине (Ксения Лаврова-Глинка), которая старше его на 12 лет. Несмотря на это, они становятся любовниками, и вскоре Ирина переезжает к Сергею в квартиру – к вящему неудовольствию Васи, которая считает, что ее брат должен принадлежать ей.

Кадр из фильма «Берцы»

Екатерина Шагалова – дочь известного сценариста Александра Миндадзе («Плюмбум», «Парад планет», «Космос как предчувствие»)

Фильмография российской сценаристки и постановщицы Екатерины Шагаловой довольно разнообразна, от криминальных сериалов до романтического кино. Однако как артхаусный режиссер она известна по двум картинам – семейной драме 2008 года «Однажды в провинции» (вольная, перенесенная в Россию экранизация «Трамвая “Желание”») и трагикомедии 2005 года «Собака Павлова» о санатории для душевнобольных. «Берцы» – третья артхаусная лента Шагаловой, и ее можно назвать идейным пересечением двух предыдущих фильмов, поскольку это очень «черная» семейная трагикомедия о не особенно вменяемых людях.

Кадр из фильма «Берцы»

По мнению постановщицы, «Берцы» – фильм для зрителей от 20 до 40 лет. Публике младше он не подходит из-за «взрослости», а публике старше – из-за непристойности

Кого предлагает нам Шагалова в качестве персонажей? Сергей – бывший скинхед, а ныне депрессивный безработный, который по ходу действия бросает девушку, с которой встречается со школы, спьяну заводит роман с женщиной, похожей на его маму, и ногами избивает двух человек, которые такого обращения не заслуживают. Вася – саркастичная психичка и патологическая лгунья, которая страдает недугом Серсеи Ланнистер. Вероятно, потому, что родные держат ее взаперти и она толком не знает других мужчин подходящего возраста, кроме ее брата. Мама – классическая «разведенка с прицепом» из злобных интернет-классификаций, которая умудряется одновременно душить детей своей любовью и игнорировать их проблемы ради своей собственной личной жизни. Сексуальная озабоченность и алкоголизм прилагаются. Наконец, Ирина в этой компании оказывается, пожалуй, наиболее адекватной – если можно назвать «адекватной» женщину, которая пьет как советский слесарь и занимается сексом с незнакомым парнем в дворницкой сторожке, на глазах у подглядывающих из окна дворников-таджиков.

Кадр из фильма «Берцы»

Откровенно говоря, «Берцы» напоминают бомжа из приключенческих фильмов. Выглядит ужасно, пахнет еще хуже, бормочет несуразицу… Но если записать его слова на бумажку и подчеркнуть каждую третью букву, то это окажется инструкция о том, как попасть на Остров сокровищ. Что мы имеем в виду? Что лента затрагивает больные вопросы человеческих отношений в современной России, содержит горькие и проницательные наблюдения и порой удачно шутит. Однако снята она так, что начисто отвращает большинство зрителей, кроме тех небрезгливых, которые не против «раскопок» в месиве из неприятных персонажей, пьяных и кровавых сцен, блевания и инцеста.

На фоне «Берцов» даже «Левиафан» кажется сдержанным и добродушным полотном. Что, согласитесь, творческое достижение Шагаловой. Хотя и достижение сомнительной пользы. Потому что трудно достучаться до зрителей, когда они в определенный момент начинают выходить из зала. И не потому, что картина ошеломляет глубиной мысли, а потому, что шокирует ради шокирования и прячет адекватные идеи под слоями сюжетной и визуальной неадекватности. С другой стороны, есть своя прелесть в «чернушном» кино, которое, в отличие от «Левиафана» и «Елены» Звягинцева, критикует не «иных» (чиновников, провинциалов, выходцев из рабочих семей), а людей из того же московского телевизионно-творческого круга, к которому принадлежит постановщица. Критику всегда полезно начинать с самокритики!

 

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?