Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWxHpm3CCy
Рецензии

Невероятные приключения амфибий в Италии: рецензия на фильм «Лука»

Новый мультфильм Pixar о морском монстре, сбегающем в мир людей, — далеко не лучший среди проектов студии, но всё ещё обезоруживающе прекрасный.

Добавить в закладки

Трейлер

Лука — маленький морской монстр, живущий недалеко от итальянского побережья со своей семьёй. Представители его биологического вида умеют при попадании на сушу трансформироваться в людей, но делают это только смелые: большинство созданий боятся человека — вот и мать Луки строго-настрого запрещает ему даже близко подбираться ко всему людскому. Но в один прекрасный день он, естественно, это правило нарушает. Всему виной буйный подросток-монстр Альберто, который знакомит героя с радостями человеческого мира: воздухом, звёздами и не в последнюю очередь мопедом Vespa.

Двухколёсное чудо итальянского машиностроения становится предметом одержимости двух парней. И когда родители Луки, прознав о его путешествиях на сушу, решают отправить его в глубь океана к неприятному дяде-удильщику, он сбегает из дома и вместе с Альберто отправляется в самое страшное место для морского монстра — прибрежный городок Порто Россо, жители которого много веков охотились на их вид (и продолжают до сих пор). Там они знакомятся со странной девочкой Джулией и узнают о городском конкурсе-триатлоне, за победу в котором платят небольшую, но достаточную для покупки старенькой «Веспы» сумму. Друзья, естественно, решают попробовать свои силы.

Кадр из анимацилнного фильма «Лука»

Кадр из анимационного фильма «Лука»

Фабула «Луки» со стороны может показаться перегруженной — тут и конкурс, и конфликт с родителями, и история с морскими монстрами, и это ещё не говоря о подсюжетах с Альберто и отсутствующим отцом, противостоянии с местным наглым подростком-переростком, многократным победителем триатлона, а также личной драме сурового родителя Джулии, по совместительству главного охотника на водяных чудищ в округе. Но то лишь видимость. На самом деле, при всём количестве деталей и сценарных ответвлений, «Лука» — очень прямолинейное кино о взрослении и идентификации, о том, как важно принимать не таких, как ты, а ещё важнее — самого себя. Такая «Корпорация монстров», сменившая фантастические интерьеры на солнечные пейзажи итальянской Ривьеры.

Кадр из анимационного фильма «Лука»

Но простота здесь вовсе не порок. Pixar вообще не любят путаных метафор, у них всё вроде бы на поверхности, но при этом каждый раз бьёт так сильно, как не снилось иным «глубоким» фестивальным драмам. «Лука», как и его титульный главный герой, глубины избегает и в беспросветной тьме философского океана жить не собирается. Наоборот, он как бы обнажает перед зрителем свою драматургическую структуру, наглядно показывая, что даже тысячу раз затёртые мономифы можно заставить работать. Вы наверняка легко догадаетесь, чем закончится картина, в какой момент друзья поссорятся, в какой — помирятся, когда их инаковость наконец смогут принять окружающие люди и монстры. Но даже с полным пониманием механизма местной драмы сложно не попасть под её слёзовышибающий, пронзительный эффект.

Кадр из анимационного фильма «Лука»

В этом великая тайна Pixar — технологических пророков и драматургических гениев, которые настолько хорошо понимают сценарное ремесло, что даже далеко не лучшие их картины хочется разбирать для примеров в профессиональных учебниках. Каждая линия обязательно найдёт эффектное завершение, любой гэг из начала может внезапно вернуться в конце, психологические этапы, которые нужно пройти героям, пускай и торчат из нарративной структуры как оголённый провод, зато считываются любым зрителем на уровне подсознания — именно благодаря тому, что мы подобные сюжеты видели не раз. Их мультфильмы могут быть далеко не эталонами «умного» кино, но они показывают, каких эффектов можно добиться мастерством работы с классическими сюжетными конструкциями, идеально подобранными интонациями, ракурсами, изящными движениями 3D-кисти.

«Лука» может быть картиной довольно средней по меркам студии, но всё равно оставаться блестящим дебютом для режиссёра Энрико Касароса и одним из лучших мультфильмов года. Да, он порой слишком схематичный, события в нём часто происходят по воле сценария, а не исходя из внутренней логики (особенно выделяется в этом плане умилительный финал). В ряде же историй о самопознании не-совсем-человека через участие в конкурсе, происходящих в Италии, он по всем фронтам проигрывает миядзаковскому «Порко Россо» (и это не какая-то случайная параллель, тут даже город, где происходит действие, называется Порто Россо). Зато в кои-то веки Pixar делает действительно «детское» кино — и в этот раз даже не про смерть. Милое, тёплое, солнечное, вставьте любой другой приятный эпитет. Такое, после которого не хочется запереться дома и обдумывать неизбежность собственной гибели и то, зачем ты вообще существуешь на свете. Сложно поверить, но отсутствие легко читаемого экзистенциального кризиса в детском мультфильме ощущается как практически новаторское творческое решение.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?