
Весёлое мокьюментари о приключениях учительницы старой закалки в частном лицее.
Мария Павловна Трифонова (Мария Аронова) удостоилась звания «Учитель года» ещё в СССР. Сегодня методы математички нисколько не поменялись. Учительница раздаёт подзатыльники указкой, то резко, то иронично отвечает школьникам, заставляет хулиганов глотать жвачку во время уроков и внушает страх не только подопечным, но и коллегам. Чтобы наладить отношения с внучкой Настей (Таисья Калинина), с которой бабушка не общалась 10 лет, по протекции бывшего зятя (Роман Маякин) Трифонова переводится в элитную частную школу «Фаворит». Педагогу со стажем предстоит наладить контакт с наглыми подростками и освоить электронную доску
«Олдскул» взял на фестивале «Пилот» в Иванове два совершенно заслуженных приза. Сериал стал победителем по результатам зрительского голосования, а Мария Аронова получила награду как лучшая актриса киносмотра. У «Олдскула» есть все шансы стать народным хитом. Продюсеры сравнивают проект с «Физруком».
Режиссёрами сериала выступили Александр Жигалкин («Папины дочки», «Воронины») и Евгений Шелякин («Тётя Марта», «Красный 5»). За сценарий отвечали опытные в комедийном жанре авторы Анна Розина, Станислав Гунько, Сергей Лебедев и Андрей Дерьков, вместе работавшие над «Сёстрами» — проектом о трёх родственницах у руля шиномонтажа.
«Олдскул» — не самый замысловатый комедийный сериал, который всё-таки сделан тоньше классических телевизионных проектов. Сразу же в глаза бросается необычная форма повествования — мокьюментари. Неизвестные документалисты неотступно следят за заслуженной учительницей и фиксируют многочисленные комичные ситуации, в которые попадает педагогиня на новом месте. Авторы часто прибегают к зумам, также мы видим отрывки интервью Трифоновой, коллег и родственников. Одну волну смеха вызывает гэг или сценка в классе, следующую — многозначительное лицо учительницы или напуганные физиономии школьников. Трудно представить другую актрису в главной роли: вслед за Чарли Чарлином, Бастером Китоном и другими мастерами слэпстик-комедии Аронова веселит не только словами, но и мимикой. «Олдскул» приятно радует как достойным юмором, так и детально продуманной реализацией. В сериале нет лишних пауз, а формат мокьюментари добавляет эпизодам динамики и не даёт заскучать ни на минуту.
«Олдскулу» не избежать сравнений с «Офисом» и «Начальной школой “Эбботт”» — блистательными зарубежными комедийными проектами, которые тоже используют жанровые инструменты вроде зума и интервью с героями. Однако на отечественной почве мокьюментари встречается редко, это ещё не приевшаяся форма. В псевдодокументальном сериале стилистика ещё ярче раскрывает тему, подсвечивает центральный конфликт. В первую очередь «Олдскул» говорит о столкновении представителей различных поколений. Преподавательница ставит во главу угла строгую дисциплину, а современные подростки из состоятельных семей привыкли к вседозволенности. Новая учительница быстро ставит зарвавшихся школьников на место, но в то же время потихоньку учит, что такое «кринж» или «баттл», и пытается подстроиться под актуальные реалии, чтобы подступиться к внучке. Дама предпенсионного возраста и подростки говорят на разных языках, однако поиск общего знаменателя всё равно возможен. Кажется, обе стороны готовы к диалогу.
В первом эпизоде только обозначают драматическую линию. Заслуженная учительница по неизвестным причинам не общается с дочкой Наташей (Надежда Жарычева), а потому и внучку совершенно не знает. Возможно, всю жизнь Трифонова посвящала себя школе и совершенно забыла про дом и близких. Поскольку Наташу переводят из комитета по образованию города в элитную школу, куда устроилась мать, семейных разборок точно не избежать.
Пусть в первую очередь «Олдскул» — комедия, сериал всё же лишён карикатурности. Даже ледяная Мария Павловна постепенно оттаивает, а за плотной бронёй скрывается живой человек с узнаваемыми бытовыми проблемами. Между образом на работе и дома возникает любопытный зазор. Все учившиеся в российских школах в 1990-е, 2000-е и 2010-е сталкивались с олдскульными педагогинями, а теперь появляется возможность посмотреть на мир вокруг глазами учительницы старой закалки. Создатели понимают, что на одном визуальном приёме и наборе скетчей не протянуть весь сезон, потому семейная история главной героини выглядит необходимой. Неизвестно, смогут ли авторы поддерживать столь же высокую плотность удачных шуток, как в первом эпизоде, на протяжении всего сезона, но начало у «Олдскула» очень многообещающее.