Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Враг»

Неожиданный жанровый поворот в карьере Дени Вильнева и фантастическая работа Джейка Джилленхола послужат подарком поклонникам Линча и Кубрика, но неподготовленного зрителя, скорее всего, оставят в недоумении

Добавить в закладки
Паутина страха

Трейлер

Адам – незаметный учитель, чья жизнь протекает размеренно и неторопливо. Круг обыденности для среднего жителя мегаполиса разрывается просмотром случайного фильма, взятого в видеопрокате. В кино Адам обнаруживает актера, похожего на него как две капли воды. Возбужденный открытием, Адам начинает поиски двойника, но очень скоро обнаруживает, что обретение такого «живого отражения» совсем не так весело, как могло показаться вначале. Сплетение жизней и судеб двух «близнецов» может запутать, свести с ума и даже убить…

От главной роли в фильме последовательно отказались Хавьер Бардем и Кристиан Бэйл

На специализированных форумах, на торрентах и в комментариях агрегаторов первое, о чем сообщают зрители, посмотревшие «Врага», – это то, что последний кадр картины решительно всех шокирует и заставляет переосмыслить всю картину. Такая композиция ленты, такой способ высказывания отнюдь не новы, но лишь считаные единицы авторов смогли воспользоваться ими верно. Режиссер Дени Вильнев во «Враге» одновременно и преуспел, и злоупотребил этим трюком – безусловно, финал фильма на минуту заставляет забыть обо всем, что творится вокруг, и мысленно прокрутить всю историю заново, но, с другой стороны, кадра этого могло и не быть, и фильм вряд ли бы проиграл, будь на эти три секунды короче.

Четырежды Дени Вильнев удостаивался звания лучшего канадского режиссера, и три раза его картины получали главную канадскую кинопремию «Джини»

Для всех тех, кто только приступает к просмотру, ударение хотелось бы сделать именно на том, что отмахнуться от полутора часов повествования ради последней сцены – сущее преступление. «Враг» сделан настолько хорошо, что удовольствие доставляет весь процесс, картина является настоящим подарком всем гурманам от кино. Вильнев – не самая известная в России личность, его «Пожары» прокатывались незаслуженно скромно, а прошлогодних 150-минутных «Пленниц» зрители просто побоялись смотреть, невзирая на умопомрачительный каст. «Враг» делает вид, что идет навстречу зрителю (тут и хронометраж поменьше, и тема не столь мрачная), но на деле оказывается воронкой куда более обманчивой и страшной, нежели картины-предшественницы.

Критики не без оснований сравнивают новую работу Вильнева с картинами Дэвида Линча, Альфреда Хичкока или Стэнли Кубрика – параллели здесь прочитываются на раз. Еще более явное сравнение напрашивается с вышедшим в наш прокат совсем недавно «Двойником» Ричарда Айоади – тут даже можно подискутировать, кому из режиссеров больше запудрил мозги Достоевский (у Вильнева, правда, формальный литературный источник иной – роман Жозе Сарамаго). Но при всем сходстве работа канадца очень самобытна, стилистически оригинальна и совершенно по-особенному привлекательна. Казалось бы, в ленте все должно отталкивать – она начинается с нескольких бессвязных сцен, главный герой поначалу не вызывает ни интереса, ни сочувствия, картинка выдержана в песочно-пыльных тонах, молчание и статические планы перевешивают диалоги и движение. Но буквально в несколько минут зритель проваливается в этот словно затянутый паутиной Торонто Вильнева, каменные джунгли становятся осязаемыми, открытие Адама действительно кажется значимым, словно на старинной фотобумаге начинают проявляться детали. Головоломка захватывает и героев, и зрителей.

Интересно, что при довольно прямолинейном сюжете Вильнев умудряется наполнить картину таким множеством смыслов, таким образом нарушить все правила постановки, монтажа и озвучания, что пространство для трактовки перед зрителями открывается просто громадное – даже название картины можно объяснить десятком способов. Звание титульного «Врага» можно присвоить каждому из героев, включая город и время, но куда больший интерес у постановщика вызывает страх. Персонажи боятся потерять свою личность, утратить привычную жизнь, лишиться осязаемого «сегодня» в погоне за призрачным «завтра». Страх этот, в свою очередь, ломает, толкает в пропасть, калечит, неотвратимо меняет, и не в лучшую сторону.

Кино получилось крайне эмоциональное, несмотря на всю серую палитру и сухие урбанистические пейзажи. Громадная заслуга в этом принадлежит Джейку Джилленхолу, еще в «Пленницах» актер преобразился, а во «Враге» с честью отработал двойную пайку, причем так, что ни на секунду не возникает сомнений, кого из героев, изображаемых Джейком, мы видим в данный момент. Учитывая, что фильм полон видений, снов и часто заигрывается с реальностью, оценить работу актера иначе, чем словом «колоссальная», нельзя. Повезло Джилленхолу и с партнершами – Лоран, Гадон и Росселлини создают мощный энергетический треугольник, в котором поневоле задумаешься о тяготах бытия и поиске врагов.

«Врагу» вряд ли суждено стать лидером кинопроката – слишком специфичен его вкус, слишком тщательного требует фильм просмотра, слишком насмотренного зрителя себе ищет лента. Но в этом и прелесть – «Враг» может стать ключом в особый секретный клуб, вроде того, что показан на третьем плане в фильме. Главное, не переборщить в разгадке тайн Торонто, таинственные ключи в конвертах редко доводят до добра.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?