Что посмотреть
Рецензии

Педро Паскаль или Крис Эванс? Рецензия на фильм «Материалистка» — квази-ромком о любви в эпоху капитализма

Женское счастье, если милый рядом, ну а больше ничего не надо.

Добавить в закладки

Трейлер

В 2023 году американская студия А24 — главный постановщик авторского кино в Голливуде — выпустила пронзительную драму «Прошлые жизни» от малоизвестной постановщицы Селин Сон, сценаристки стримингового фэнтези «Колесо времени». Полуавтобиографический фильм о конфликте первой и сознательной любви, национальной и культурной идентичности ловко вписался в цайтгайст, диктующий тренды на азиатское кино, и даже достучался до оскаровской академии, получив номинации за лучший фильм и лучший оригинальный сценарий. Оказавшись перед миром безграничных возможностей, Сон, к своей чести, избранную траекторию менять не стала, остановившись на сложных хитросплетениях человеческих отношений. 

«Материалистка» с Дакотой Джонсон, Педро Паскалем и Крисом Эвансом — духовный наследник «Прошлых жизней» с увеличенным бюджетом и россыпью красивых людей в кадре, который справедливо претендует на звание главного романтического хита этого лета. Студия А24 в очередной раз пытается удержать хрупкий баланс между авторским кино и мейнстримом. 

Педро Паскаль в роли Гарри на кадре из фильма «Материалистка»

Педро Паскаль в роли Гарри на кадре из фильма «Материалистка»

Главная героиня — расчетливая сваха Люси (Дакота Джонсон), которая вычисляет любовь математическими уравнениями, сводя любые романтические чувства к финансовым гарантиям. В ее идеальном капиталистическом мире, удивительно похожем на современный Нью-Йорк, человеческие отношения — активно меняющийся рынок, формирующий ценность для каждого отдельного индивида. Мужчины должны быть богатыми и высокими, а женщины — стройными и молодыми. 

На свадебной вечеринке одной из своих клиенток Люси знакомится с импозантным Гарри (Педро Паскаль) — «единорогом», обладающим всеми качествами идеального супруга. В то же время в жизнь девушки врывается «главный бывший» Джон (Крис Эванс) — неудавшийся актер, который перебивается случайными подработками вроде официанта. В любовной идеологии Люси для Джона места нет, ведь он далеко не самый ценный товар на романтическом рынке. В то же время дарить свое сердце Гарри она не спешит, но и Джона отталкивать не собирается.

Крис Эванс в роли Джона на кадре из фильма «Материалистка»

Крис Эванс в роли Джона на кадре из фильма «Материалистка»

«Материалистка» — смелая и в какой-то мере провокативная попытка Селин Сон зайти на территорию романтической комедии, жанра, который, по ее мнению, несправедливо игнорируется. Впрочем, сюжет у фильма вновь автобиографический — в основу сценария вошел непродолжительный опыт работы Сон (всего шесть месяцев!) в качестве нью-йоркской свахи. Ее клиентками были одинокие женщины, которые перечисляли длинный список требований к потенциальному партнеру — от внешности до уровня дохода, что вызывало в Сон непреднамеренный приступ фрустрации. Никто из ее близкого круга не подходил под указанные критерии, и тем не менее каждый был эмоционально доступным, способным на близкие отношения. Этот опыт подвел Сон к идее, которая впоследствии стала смысловой опорой для «Материалистки»: современный человек стал слишком рациональным для принятия чувства, которое никогда не приходит по приглашению.

Дакота Джонсон в роли Люси на кадре из фильма «Материалистка»

Дакота Джонсон в роли Люси на кадре из фильма «Материалистка»

В основе концепции «Материалистки» лежит несокрушимое убеждение постановщицы в том, что любовь должна быть тайной, а не деловым соглашением. Поместив героев в декорации классического любовного треугольника, исход которого кажется еще более очевидным, чем выбор между Эдвардом и Джейкобом, Сон пытается переосмыслить жанр, совместить осознанность XXI века с наивной сентиментальностью века XX. Получается, как это часто бывает, неидеально. Возможно, главная проблема «Материалистки» заключается в том, что вплоть до финальных титров фильм так и не решается проникнуть сквозь глянцевую обертку персонажей, сказать зрителю что-то по-настоящему интимное, таящееся за закрытыми дверьми супружеской спальни. За сатирическими шутками и восторженным идеализмом Сон тратит зрительское время на ревизию ромкома в его самой формальной ипостаси. Лишь косвенно связанные с романтикой «Прошлые жизни» вложили в созидание здорового представления о любви на большом экране куда больше. 

В представлении Сон за каждым Гарри скрывается сломанный мальчик, положивший эго на алтарь «американской мечты». На его фоне бедный, но не утративший себя Джон — воплощение хваленой самодостаточности. Он отвращает Люси от ценности внешней и притягивает к внутренней, но при этом обнуляет любую важность бытового комфорта, без которого, как известно, гаснет любой, даже самый яркий огонь. То ли с издевкой, то ли всерьез Сон ставит Люси перед заведомо бессмысленной дилеммой, в которой одна красивая картинка противопоставляется другой — еще менее реалистичной (и кто тут все-таки единорог?). 

В мире, где Netflix мотивирует влюбленных бороться против религиозных предрассудков («Никто этого не хочет»), а Глен Пауэлл возрождает популярность традиционного романтического героя, который и смерч на скаку остановит («Смерч 2»), и в образ наемного убийцы войдет («Хитмэн»), для таких не определившихся ромкомов, как «Материалистка», места нет. 

Текст: Оля Смолина
9 комментариев
А
Фильм неплохой, но с главной героиней лично мне не хотелось бы быть подругами, потому что на людей и отношения она смотрит как на ресурс. Слишком расчетливая дама, хоть и безусловно милая и светская. Мы бы характерами не сошлись, я люблю более искренних людей.
По-моему, классная современная героиня. Как же здорово, что поп-культура снимает налет неловкости с банальной в общем-то идеи финансовой дальновидности! Больше таких фильмов - и женщины всё меньше будут стыдиться быть материалистками, и это супер. Долгое время их учили «любить за душу», «быть скромной», «терпеть ради любви», в то время как мужчины открыто оценивали женщин по внешности, молодости,... телу. Почему одни имеют право на выбор, а другие должны стесняться своих желаний?
Скрыть 4 ответа
4 ответа
Кино, воспевающее в женщинах эгоцентризм , хитрость и потребительское отношение к мужчинам. Русским женщинам не интересно такое
Скрыть 2 ответа
2 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?