Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Джо»

Суровая, но душевная артхаусная психологическая драма о мужской жизни в провинциальном Техасе

Добавить в закладки

Джо Рэнсом (Николас Кейдж) – славный парень. Так думают все в его захолустном техасском городке – от проституток до барменов и от начальника полиции до 15-летнего паренька Гэри (Тай Шеридан), которому Джо дал работу в своей бригаде поденщиков. Однако Джо знает, что его доброта и заботливость – лишь маска на лице алкоголика с вечно чешущимися кулаками. Ему уже доводилось сидеть в тюрьме, и он боится, что снова попадет за решетку, если надолго потеряет над собой контроль. Но иногда так хочется кому-нибудь вмазать! Особенно такому подонку, как отец Гэри по имени Уэйд (Гэри Полтер), который пропивает заработки сына и регулярно его избивает.

Кадр из фильма "Джо"

За исключением калифорнийца Николаса Кейджа, все прочие актеры фильма – уроженцы Техаса. Многие из них – непрофессионалы, сыгравшие, в сущности, самих себя.

В России режиссер Дэвид Гордон Грин известен как постановщик комедий «Ананасовый экспресс», «Храбрые перцем» и «Нянь», однако в Америке его призванием считаются провинциальные психологические драмы в традиции «южной готики». «Джо» – именно такое кино, и если вы ждете от Грина очередной наркоманский фарс с Джеймсом Франко, вы будете неприятно разочарованы. Правда, это разочарование вполне может смениться радостью от того, что вы пришли на тупую комедию, а попали на тонкое и вдумчивое кино о колоритных обитателях американской глубинки, перед которыми стоят примерно те же проблемы, что и перед жителями провинциальной России. Да, дороги в Техасе лучше и климат теплее. Но важно ли это для людей, чья жизнь крутится вокруг «заработать, выпить и подраться»?

Кадр из фильма "Джо"

Изобразивший дебошира Уэйда Гэри Полтер был бездомным бродягой и тяжело больным алкоголиком. Он не дожил до премьеры фильма и умер там же, где и жил, – на улицах Остина, столицы Техаса

Помимо возвращения Грина к его коронному жанру «Джо» – это также возвращение Николаса Кейджа из мира триллеров и боевиков в мир драм, где он чувствует себя гораздо увереннее и где он смотрится намного лучше, чем в фильмах, в которых ему приходится суперменствовать. Джо, правда, тоже не слабак, но это не только его достоинство, но и недостаток, и герой проводит почти все экранное время не во внешней, а во внутренней борьбе с темными, жестокими сторонами своей души. Откуда мрачные тени в сердце вполне достойного и надежного мужика? Фильм не содержит флешбэков, но монтаж некоторых сцен прозрачно намечает, что детство Джо было таким же, как детство Гэри, – семейные пьянки, отцовские кулаки и раннее разочарование в родителях, которое почти всегда оставляет в душе незаживающую рану. «Не мы такие – жизнь такая!» – вполне мог бы сказать о себе Джо. Но, как американец и настоящий мужчина, он не жалуется и не сваливает на других то, в чем может винить себя. Вместо этого он ежедневно воюет с собой, иногда проигрывая, но чаще одерживая верх. И это вселяет в зрителей (и в давно знающих Джо героев фильма) огромное уважение к человеку, который вполне мог бы стать таким же мерзавцем, как Уэйд.

Кадр из фильма "Джо"

Впрочем, Уэйд – также непростой персонаж. Бесспорно, он из тех, по кому плачет электрический стул, и трудно придумать худшее наказание для ребенка, чем такой «родитель» (без кавычек тут не обойдешься). Но есть в душе Уэйда крошечный светлячок – капелька мужества и осознания своей омерзительности, которая напоминает, что как Джо мог бы превратиться в Уэйда, так и Уэйд мог бы стать Джо. Если бы много лет назад остановится, опомнился и взялся за ум. Неоднозначен и Гэри – некоторые режиссеры превратили бы его в страдающего ангелочка, но Грин, восхищаясь его упорством и ответственностью, все же включил в фильм сцены, которые напоминают, что яблочко падает не так далеко от яблоньки, как ему бы хотелось.

Кадр из фильма "Джо"

Сложный сольный, парный и тройной танец, который исполняют главные герои фильма, начинается неспешно и обстоятельно. Собственно говоря, первая половина «Джо» – это не столько художественная лента, сколько документальная зарисовка сельской жизни, подробно расписывающая работу бригады Джо (они вытравляют «плохие» деревья, чтобы посадить на их месте «хорошие») и останавливающаяся, чтобы послушать жеребячью болтовню рабочих и полюбоваться, как герой разделывает для соседей оленя. Но смотреть такие сцены не скучно, и яркость персонажей вкупе с красотой пейзажей восполняет медлительность действия. Когда же сюжет включает третью скорость, к драйву ленты и вовсе становится невозможно придраться. По крайней мере по меркам драм. На триллерную резвость «Джо» не претендует, хотя в нем есть экшен-сцены: потасовки и даже перестрелки (в Техасе без оружия никуда!).

Что еще может не устроить в «Джо» помимо деревенского, а не городского ритма? Сравнительная предсказуемость сюжета (хотя фильм все же подбрасывает пару сюрпризов), камерность действия, отсутствие постановочных изысков – все это не недостатки, а особенности драм, не отвлекающих зрительское внимание от того главного, ради чего они сняты. То есть от объемных и тщательно прописанных психологических портретов. А портретист Грин великолепный.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?