Повесть о настоящем мужике

Суровая, но душевная артхаусная психологическая драма о мужской жизни в провинциальном Техасе

Рецензии

Джо Рэнсом (Николас Кейдж) – славный парень. Так думают все в его захолустном техасском городке – от проституток до барменов и от начальника полиции до 15-летнего паренька Гэри (Тай Шеридан), которому Джо дал работу в своей бригаде поденщиков. Однако Джо знает, что его доброта и заботливость – лишь маска на лице алкоголика с вечно чешущимися кулаками. Ему уже доводилось сидеть в тюрьме, и он боится, что снова попадет за решетку, если надолго потеряет над собой контроль. Но иногда так хочется кому-нибудь вмазать! Особенно такому подонку, как отец Гэри по имени Уэйд (Гэри Полтер), который пропивает заработки сына и регулярно его избивает.

Кадр из фильма "Джо"

Кадр из фильма "Джо"

За исключением калифорнийца Николаса Кейджа, все прочие актеры фильма – уроженцы Техаса. Многие из них – непрофессионалы, сыгравшие, в сущности, самих себя.

В России режиссер Дэвид Гордон Грин известен как постановщик комедий «Ананасовый экспресс», «Храбрые перцем» и «Нянь», однако в Америке его призванием считаются провинциальные психологические драмы в традиции «южной готики». «Джо» – именно такое кино, и если вы ждете от Грина очередной наркоманский фарс с Джеймсом Франко, вы будете неприятно разочарованы. Правда, это разочарование вполне может смениться радостью от того, что вы пришли на тупую комедию, а попали на тонкое и вдумчивое кино о колоритных обитателях американской глубинки, перед которыми стоят примерно те же проблемы, что и перед жителями провинциальной России. Да, дороги в Техасе лучше и климат теплее. Но важно ли это для людей, чья жизнь крутится вокруг «заработать, выпить и подраться»?

Кадр из фильма "Джо"

Кадр из фильма "Джо"

Изобразивший дебошира Уэйда Гэри Полтер был бездомным бродягой и тяжело больным алкоголиком. Он не дожил до премьеры фильма и умер там же, где и жил, – на улицах Остина, столицы Техаса

Помимо возвращения Грина к его коронному жанру «Джо» – это также возвращение Николаса Кейджа из мира триллеров и боевиков в мир драм, где он чувствует себя гораздо увереннее и где он смотрится намного лучше, чем в фильмах, в которых ему приходится суперменствовать. Джо, правда, тоже не слабак, но это не только его достоинство, но и недостаток, и герой проводит почти все экранное время не во внешней, а во внутренней борьбе с темными, жестокими сторонами своей души. Откуда мрачные тени в сердце вполне достойного и надежного мужика? Фильм не содержит флешбэков, но монтаж некоторых сцен прозрачно намечает, что детство Джо было таким же, как детство Гэри, – семейные пьянки, отцовские кулаки и раннее разочарование в родителях, которое почти всегда оставляет в душе незаживающую рану. «Не мы такие – жизнь такая!» – вполне мог бы сказать о себе Джо. Но, как американец и настоящий мужчина, он не жалуется и не сваливает на других то, в чем может винить себя. Вместо этого он ежедневно воюет с собой, иногда проигрывая, но чаще одерживая верх. И это вселяет в зрителей (и в давно знающих Джо героев фильма) огромное уважение к человеку, который вполне мог бы стать таким же мерзавцем, как Уэйд.

Кадр из фильма "Джо"

Кадр из фильма "Джо"

Впрочем, Уэйд – также непростой персонаж. Бесспорно, он из тех, по кому плачет электрический стул, и трудно придумать худшее наказание для ребенка, чем такой «родитель» (без кавычек тут не обойдешься). Но есть в душе Уэйда крошечный светлячок – капелька мужества и осознания своей омерзительности, которая напоминает, что как Джо мог бы превратиться в Уэйда, так и Уэйд мог бы стать Джо. Если бы много лет назад остановится, опомнился и взялся за ум. Неоднозначен и Гэри – некоторые режиссеры превратили бы его в страдающего ангелочка, но Грин, восхищаясь его упорством и ответственностью, все же включил в фильм сцены, которые напоминают, что яблочко падает не так далеко от яблоньки, как ему бы хотелось.

Кадр из фильма "Джо"

Кадр из фильма "Джо"

Сложный сольный, парный и тройной танец, который исполняют главные герои фильма, начинается неспешно и обстоятельно. Собственно говоря, первая половина «Джо» – это не столько художественная лента, сколько документальная зарисовка сельской жизни, подробно расписывающая работу бригады Джо (они вытравляют «плохие» деревья, чтобы посадить на их месте «хорошие») и останавливающаяся, чтобы послушать жеребячью болтовню рабочих и полюбоваться, как герой разделывает для соседей оленя. Но смотреть такие сцены не скучно, и яркость персонажей вкупе с красотой пейзажей восполняет медлительность действия. Когда же сюжет включает третью скорость, к драйву ленты и вовсе становится невозможно придраться. По крайней мере по меркам драм. На триллерную резвость «Джо» не претендует, хотя в нем есть экшен-сцены: потасовки и даже перестрелки (в Техасе без оружия никуда!).

Что еще может не устроить в «Джо» помимо деревенского, а не городского ритма? Сравнительная предсказуемость сюжета (хотя фильм все же подбрасывает пару сюрпризов), камерность действия, отсутствие постановочных изысков – все это не недостатки, а особенности драм, не отвлекающих зрительское внимание от того главного, ради чего они сняты. То есть от объемных и тщательно прописанных психологических портретов. А портретист Грин великолепный.

С 1 мая в кино.

01.05.2014 Текст: Борис Иванов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00