Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Пробуждение силы: рецензия на фильм «Последний Богатырь: Корень зла»

Продолжение успешного отечественного фэнтези по мотивам русских народных сказок.

Добавить в закладки

На сиквел надейся, да сам не плошай: ожидаемо «Последний богатырь» (совместный проект студий Disney и Yellow, Black and White) получил продолжение, как теперь известно, даже не одно: уже на следующие новогодние праздники намечен выход третьей части. Вполне возможно, что продюсеры грезят и о магическом числе семь или хотя бы о четырех главах франшизы, но пока сложно прогнозировать, на сколько хватит инертной тяги оригинального фильма.

Виктор Хориняк  в роли Ивана на кадре из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Виктор Хориняк  в роли Ивана на кадре из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Что касается сиквела, создатели не сомневаются, что на просмотр придут зрители подготовленные, и никакой хмель от шампанского не выбьет из памяти подробности первого фильма: юмор построен на отсылках и очень многие гэги и шутки тянутся с начала. Всего не упомнишь, может, и стоит пересмотреть оригинал накануне похода в кино; мы же вкратце рассказываем, в чем там было дело. Иван – сирота, финалист шоу «Битва магов» и колдун всея Руси, в его арсенале заклятий приворот, отворот, сглаз, удача и прочие шарлатанские способы вытянуть деньги из тех, кто хочет верить. По воле случая (или судьбы) Иван попадает в сказочное Белогорье, знакомится с настоящим волшебством, находит семью (его отец – богатырь Илья Муромец), побеждает злодеев (колдунью Варвару и нечистого на руку Добрыню) и убегает в закат на избушке с курьими ножками в обнимку с Василисой. Первая часть была далеко не совершенной, но категорически обаятельной и легковесной: наследие народных сказок и традиции советского кинопрома от Александра Роу и Александра Птушко ужились под брендом Диснея, знакомые лица актеров от Тимофея Трибунцева до Екатерины Вилковой адаптировались к кокошникам и колдовству, а главным камнем ироничного преткновения была древняя Русь и Москва дня сегодняшнего. Как раз за очаровательное озорство и брак культурного кода с традицией блокбастеров фильму многое прощалось, в конце концов это действительно кино сказочное, которое попало в свою основную целевую аудиторию – детей. К продолжению спрос автоматически стал выше: у продюсеров (а кино это абсолютно продюсерское) в качестве плацдарма есть и бодрое начало, и любовь зрителей (особенно самых маленьких), но на одном голом энтузиазме историю продолжить не выходит.

Мила Сивацкая в роли Василисы на кадре из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Мила Сивацкая в роли Василисы на кадре из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Итак, Иван (Виктор Хориняк) все еще живет в Белогорье с Василисой (Мила Сивацкая) и при любом удобном случае отлучается в Москву за благами цивилизации: ванну принять, капучино заказать, купить новый генератор, чтобы и в избе не лишать себя радостей жизни вроде микроволновки. Беда у Ивана одна – силушка богатырская никак не проснется, а Василисе строит глазки Финист – Ясный сокол (Кирилл Зайцев), этакий секс-символ Белогорья (в конце первой части все было как у Пушкина: «И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»). Пара шуток, тройка прибауток, появление бешеного Колобка (его озвучивает Гарик Харламов) и турнир на мужицкую удаль и ловкость прервётся вторжением уже двух колдуний, компанию Варваре (Екатерина Вилкова) составит ее мать – та, что была уборщицей в Москве у Ивана (Елена Валюшкина). Пересказ сюжета выглядит путаным, как и события на экране: повествование скачет от одного героя к другому, флешбэки перебивают друг друга, оглядываясь на несколько лет назад без подсказок по хронологии, ясно одно: зло не дремлет и пора снова всех спасать.

Кадр из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Центральная линия с тоской Ивана по маскулинности (у которой, как известно, кризис) и нехваткой «богатырскости» выглядит довольно своевременной и современной: сражаться он так и не научился, язык у него подвешен куда лучше, чем кулак, в глазах Василисы он (как ему кажется) все время выглядит уязвимым и не выдерживает никакой конкуренции с Финистом – образцом мужской красоты и силы. С силой и связана главная проблема, которая может подкосить франшизу в перспективе. Корень зла Диснея пустил свои метастазы и у нас: после покупки прав на детище Джорджа Лукаса трафарет со светлой и темной сторонами одной личности Избранного просочился повсюду. Помимо новой трилогии «Звездных войн» и игрового ремейка «Мулан» теперь и последний богатырь Иван стал джедаем а-ля рюс. Выглядит это довольно разочаровывающее – вместо того чтобы техническими средствами и инструментарием блокбастеров и дальше развивать богатое наследие русских сказок, историю сажают на шаблон, который довольно легко можно тиражировать тут и там («Люк, я твой отец!» идет в комплекте пакета приключений). Как именно свет и тьма будут бороться за душу Ивана, вероятнее всего, станет понятно лишь в третьей части, а пока все та же тусовка из Белогорья: Иван, Василиса, баба-Яга (Елена Яковлева), Кощей (Константин Лавроненко) и новоявленный пружинистый Колобок ходят по горам, по лесам и борются с могущественным подземным колдуном из древесины.

«Корень зла» (увы!) скорее выглядит как волшебная страна упущенного потенциала: точно подобранный Хориняк и другие харизматичные артисты превратились в самопародии, юмор порой вызывает неловкость, и в целом все рассыпается на отдельные сцены и репризы. Многие линии из первой части вроде лягушачьих родственников Василисы забыты, Водяной (Сергей Бурунов) из героя превращается в гостя на эпизод, а Колобок вызывает больше недоумения, чем улыбок. «Последний богатырь» все еще ориентируется на семейные фильмы нулевых вроде «Пиратов Карибского моря» и «Шрека», это и неплохо, особенно учитывая то озорство и легкость, с которыми авторам удавалось жонглировать узнаваемыми тропами. «Корень зла», естественно, стал масштабнее и будто бы драматичнее: путешествия на север, размашистый полет рыбы-кита, живописные пейзажи лесов, изумительная избушка на курьих ножках (сквозной сюжет с ней – лучшее в фильме) и нетипичная Василиса, которую почему-то старательно уводят на поле функциональной подмоги. То ли фильм стал жертвой множественных голосов продюсеров, которые тянули одеяло на свою сторону, то ли самоуверенность сыграла злую шутку, то ли поджимали сроки. При этом кино откровенно ругать не хочется – выходить в прокат сейчас рискованное предприятие, а сказка так или иначе нужна даже в эти непраздничные праздники. Остается надежда, что сумбурность стала итогом временных рамок, а третья часть сделает обратный шаг от амбициозности к легкости и ребячеству, потому как во вселенную, созданную в «Последнем богатыре», непременно хочется возвращаться снова и снова.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?