Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Сразу после американской премьеры «Проклятый путь» был объявлен первым кандидатом на «Оскар», а сразу после европейской, в конкурсе Венецианского фестиваля, первым провалом Сэма Мендеса. Между тем, его предыдущая оскароносная «Красота по-американски» внушила доверие по обе стороны океана. Значит, где-то здесь, в океане, и следует искать смысл «Проклятого пути». Мендес чуть-чуть переуглубился, и фильм стал для внутреннего потребления. Что свидетельствует - Америка все же имеет что-то свое, необщее.
Европа увидела стандартный ретро-нуар в сочетании с роуд-муви. Хороший гангстер (Том Хэнкс), чью семью перебил плохой родной сын его крестного отца (Пол Ньюмен), вместе с единственным оставшимся собственным родным сыном (Тайлер Хечлин) бежит из Чикаго, чтобы спрятать ребенка в далекой Пердиции (можно перевести как «проклятие») у сестры. Попутно благодаря одной хитрой махинации обчищает все крестно-отцовские теневые счета. За ним бегут Ньюмен, сын Ньюмена (Дэниел Крэйг) и нанятый убийца (Джуд Лоу). Но, куда ни беги, конец известен. Поэтому главный акцент - на отношениях «отцы и дети» и на законченности стиля.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Проклятый путь"

Вот это все Европа оценила. Мендес обработал каждую мелочь, в фильме нет ни одной произвольной, нестилизованной составляющей, и даже небо, кажется, такое, каким было именно в годы Великой Депрессии. Все время есть что рассматривать: гроб, обложенный льдом, трогательный семейный праздник, когда Ньюмен музицирует дуэтом с ребенком, которого завтра прикажет убить, нервную Дженнифер Джейсон Ли, фотографирующего трупы Джуда Лоу, подробности «тогдашних» интерьеров и ландшафтов. В сравнении с «Крестным отцом» это гораздо более тонкая стилизация. И отношения тоже потоньше - не просто «убий-не убий», а уже ясно, что убивать не хочется никому, но иногда приходится. Ребенок, который как бы все это вспоминает, решает как раз вопрос, «кто виноват, что приходится» - тот, кто стреляет или наличие ружья. До конца интересно смотреть, как именно честный гангстер Том Хэнкс исхитрился морально обставить умного гангстера Пола Ньюмена. Так и не дал ружье в руки ребенка, чтобы вообще ничего не пришлось решать. Сама дилемма порочна.
Однако всех этих мелких усовершенствований все равно не хватает, чтобы Европа дала «Проклятому пути» обставить первородные гангстерские саги и чтобы он не плелся в хвосте у «Бурных 20-х годов», «Однажды в Америке» или того же «Крестного отца». Но, значит, на родине в фильме увидели что-то немелкое, невторичное, новаторское и важное. Что же это? Как голову ни ломай, все равно упираешься в один факт. Весь базар получился из-за того, что Том Хэнкс врал ребенку, а Дженнифер Джейсон Ли его в этом поощряла. Мальчик был абсолютно прост, проказлив и любопытен, как все без исключения мальчики, но он не знал, чем занимается папа, что они так хорошо живут, папа об этом умалчивал, а мама не спрашивала при детях. Вот и выяснил, вот и убили за это маму, братика, и все хорошее кончилось.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Проклятый путь"

Популярность фильма в Америке можно объяснить тем, что они наконец догадались, что все без исключения, эпически, как нация, произрастают из бандитизма, что истоки всей их хорошей жизни с «законностью», «политкорректностью» и «семейными ценностями» не теряются в веках, а просматриваются насквозь. Это сознательное умолчание о полном беспределе, и это для американцев, видно, единственная естественная причина понять, за что их теперь таранят собственными «Боингами». Любопытно, что на съемочной площадке тоже царила «семейная» атмосфера. Продюсер Дэрил Занук когда-то получал «Оскара» за «Аферу» с Ньюменом, постоянный оператор Мендеса Конрад Холл получал когда-то «Оскара» за «Буч Кэссиди и Санденс Кид» с тем же Ньюменом того же Занука, Джуд Лоу недавно вместе работал с Дженнифер Джейсон Ли на «Экзистенции» и т.д. Один Тайлер Хечлин - дебютант в кино, и недаром в начале и конце этот мальчик у моря бесконечно решает, какой был папа, плохой или хороший, и никак не может решить. А что нам, вне семьи, собственно, решать, когда папа - убийца, вор и шестерка в мафиозном клане?
К сожалению, даже с этой «родной» точки зрения фильм Сэма Мендеса вынужден разочаровать нас. Американцы так уперлись в то, за что их теперь таранят, что вот уже больше года ни шагу назад, ни шагу вперед. Будто забыли, что в стиле «ретро» у любой нации и народности могут просвечивать не одни гангстеры, но и разные яны гусы, жанны д'арк и джордано бруно, и всякие князья мышкины. То есть любой мог бы принять «на ура» эту гангстерскую сагу лишь в одном случае. Если бы Сэму Мендесу хватило пороху показать, чем, собственно, на мальчика повлиял папа Хэнкс, как мальчик после этого прожил свою собственную жизнь, стал ли потом князем Мышкиным или все ему по барабану. Тогда еще было бы о чем подумать. Но Мендес ничего не показал, поскольку опять же от роду «Проклятый путь» - экранизация комикса или, точнее, «рисованного романа» Ричарда Пирса Райнера, а бюджет в 80 млн. долларов родословную не перепишет. Бюджет - это все, что в Америке «свое, необщее».

Комментарии  129



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть