Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

10 голливудских фильмов о Голливуде

Мы вспомнили десяток наиболее примечательных кинолент последних лет, воспевающих нелегкий труд режиссеров, сценаристов, актеров, каскадеров и других участников кинопроизводства

Добавить в закладки
Работа наша такая

Кадр из фильма «Трюкач»

Советские зрители не распознали в «Трюкаче» комедию – и впрямь лента Ричарда Раша по роману Пола Бродера больше смахивает на драму. Кэмерон, ветеран Вьетнама, скрывается от полиции и примыкает к киносъемочной группе, которой срочно нужен новый исполнитель трюков взамен погибшего. Согласившись от безысходности занять вакантное место, протагонист скоро понимает, что работа эта куда опасней, чем он думал, и финальный трюк с вылетающим с моста автомобилем, приведший к смерти предшественника, может стоить жизни ему самому. Ситуация усугубляется романом, который Кэмерон умудряется закрутить прямо на съемках.

В Голливуде снято много фильмов о судьбе актеров и режиссеров, но мало внимания уделяется «маленьким людям», выполняющим тем не менее самую зрелищную часть работы, – каскадерам. Фильм Раша эту прореху искрометно закрыл, и посыпавшиеся на него номинации на престижнейшие кинопремии и заслуженный «Золотой глобус» за музыку Доминика Фронтира лишь подтвердили, что Ричард сделал все правильно. Собственно, фильм стоит смотреть уже ради одной только музыки – хотя каскадеры всего мира с этим, конечно, не согласятся.

Кадр из фильма «Повелитель скорости и времени»

Мастер спецэффектов Майк Джиттлов снял всего один полнометражный фильм, который не добрался до широкого проката и никогда не был выпущен на DVD, – но этой единственной ленты с лихвой хватило, чтобы сделать режиссера-продюсера-сценариста-аниматора-актера и т.д. культовой фигурой. Выпустив в 1979 году короткометражку о волшебнике в зеленом балахоне, бегущем через Америку со скоростью ветра, и снискав восхищение фестивальной публики (никто не мог поверить, что всего один человек, пусть даже и очень талантливый, способен проделать такую титаническую работу), Джиттлов загорелся идеей сделать игровой фильм о том, как этот «короткий метр» создавался.

Найти деньги на проект и воплотить задуманное удалось только в конце 80-х. Майк, сыгравший в полнометражке сам себя и сумевший превратить простенький сюжет из разряда making of в единственную в своем роде комедийную историю о нравах Голливуда, честно раскрыл в ней многие свои профессиональные секреты – получился настоящий видеоучебник «спецэффекты для чайников». К сожалению или к счастью, случилось это уже под закат эры докомпьютерных эффектов, когда один за другим начали выходить фильмы вроде «Газонокосильщика» и «Парка Юрского периода». Голливуду стало ясно, что с помощью клавиатуры и мыши можно нарисовать трюк любой сложности, и необходимость в stop-motion анимации и самородках вроде Джиттлова пропала. Больше Майк ничего не снял. Его opus magnum, однако, можно пересматривать бесконечно: лента под завязку нашпигована «пасхальными яйцами», многие из которых обнаруживаются только в режиме покадрового просмотра. Киногики одобряют.

Кадр из фильма «Большая картина»

Ситуация, знакомая многим молодым режиссерам: ты талантлив и амбициозен, голливудские боссы хотят с тобой работать, у тебя есть идея для фильма, и все вроде бы на мази… Но любая кинокартина – это продукт коллективного творчества, и выдержать давление со стороны массы заинтересованных лиц, желающих повлиять на конечный результат, крайне непросто. В киношколах этому не учат, и начинающему постановщику Нику Чепмену приходится самому постигать болезненную истину: сделать в Голливуде ленту, о которой мечтаешь, возможно, только ценой личных потерь.

Хотя для Кристофера Геста мелодраматическая комедия «Большая картина» стала дебютом в полнометражной режиссуре, он к тому времени уже давно вращался в Голливуде и точно знал, о чем хочет сказать: к моменту заключения контракта Гест успел поработать сценаристом и актером на четырех десятках кино- и телепроектов, и наивных бедняг вроде Чепмена, которыми помыкали все кто ни попадя, навиделся предостаточно. Рекомендуется к просмотру всем молодым и необстрелянным фильммейкерам.

Кадр из фильма «Эд Вуд»

Тим Бёртон не всегда снимал мрачные сказки – в середине 90-х он ненадолго вернулся в реальный мир и сделал черно-белый байопик о творческом пути Эда Вуда, которого многие по сей день считают худшим режиссером всех времен (невзирая даже на деятельность таких шустрых конкурентов, как Уве Болл). Трансгендеры, зомби, космические пришельцы в толстовках, резиновые осьминоги и летающие тарелки, сделанные из автомобильных колпаков, – все смешалось в кипящем котле творчества этого незадачливого фильммейкера, набиравшего актеров в свои ленты чуть ли не на улице, сочинявшего сценарии на коленке и шедшего на самые хитроумные ухищрения, дабы найти спонсоров для своих художеств. Хотя в фильме показаны 50-е, в сути своей голливудская кухня с тех пор поменялась незначительно, а принцип «так плохо, что даже и хорошо» подарил свои 15 минут славы уже не одному поколению творческих фриков.

Кадр из фильма «Клевый парень»

Если снимаешь кино в Голливуде, обязательно добудь для своего фильма какую-нибудь звезду – ведь публика не хочет смотреть картины, на постерах которых нет громких имен. Этим принципом и руководствовался главный герой комедии «Клевый парень», режиссер Бобби Боуфингер, запуская в производство фантастический проект о нападении на Землю инопланетных пришельцев со знаменитым Китом Рэмзи в главной роли. Правда, есть одна проблема: сам Рэмзи ни в чем таком сниматься не собирается. Но проныру Боуфингера это не останавливает: он начинает везде преследовать звезду с кинокамерой, подстраивая ситуации, необходимые ему по сценарию, и все идет как по маслу – тем более что у Рэмзи вскоре обнаруживается куда более сговорчивый брат-близнец, готовый «поторговать лицом» в особо сложных сценах.

История, рассказанная режиссером Фрэнком Озом, на деле не столь фантастична, как может показаться: например, именно таким путем был снят фильм Сергея Комарова «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927), главная «звезда» которого понятия не имела, что из хроники ее визита в советскую Украину предприимчивый режиссер позже выстрогает целый фильм. Похожим образом поступал и небезызвестный Эд Вуд, вставивший в свой фильм тестовые кадры с Белой Лугоши и торжественно вынесший его имя на постер. Главное – заполучить в кадр звезду, а все остальное можно досочинить и приклеить позже. Лишь бы сама звезда потом в суд не побежала…

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв»

Не всякий может похвастать тем, что понимает смысл фильмов Дэвида Линча, и это неудивительно: мэтр сам признавался, что любит медитировать и идеи для своих опусов черпает из подсознания. Высшей точкой всех этих путешествий за грань реальности заслуженно считается «Маллхолланд Драйв» – увенчанная многочисленными наградами история двух девушек, разворачивающаяся на фоне Голливудских холмов. Не будучи поклонником простых и понятных формул, маэстро умолчал о том, что как минимум половина событий его картины существует лишь в грезах одной из героинь, поэтому сегодня хорошим тоном является просмотр «Малхолланд Драйв» с открытым в соседнем окне подробным поэпизодным путеводителем, в котором отмечены скрытые отсылки и намеки на реальное положение вещей (некоторые советы типа «Обратите внимание на халат, пепельницу и кофейную чашку» в свое время подбросил сам Линч), – без этой «карты» заблудиться в закоулках авторского подсознания так же просто, как в лабиринте Минотавра.

Любопытно, что изначально Дэвид не планировал снимать кино – речь шла лишь о пилоте к сериалу. Но компании ABC результат не понравился, и проект был закрыт. Тогда автор решил перекроить сценарий, доснять его, скомпоновать отснятый материал и выпустить в полнометражном формате. Что в итоге получилось, то и получилось, однако фанатов у культовой ленты оттого меньше не становится: красиво упаковать обрывки чужих сновидений тоже надо уметь. Запутанная структура выносит повествования на новый уровень осмысления; пускай не Линч назвал Голливуд «фабрикой грез», он, без сомнения, был первым, кто проиллюстрировал эту мысль столь выразительным образом.

Кадр из фильма «Адаптация»

«Даже если твоя жизнь похожа на кислый лимон, ты все равно можешь выжать из него лимонад», – гласит известная поговорка. Сценарист Чарли Кауфман не сумел адаптировать к экрану бестолковый бестселлер об орхидеях, но взамен сочинил… сценарий о том, как сценарист по имени Чарли Кауфман мучился над адаптацией книги об орхидеях. В его пересказе скучная и старая как мир история, знакомая любому автору, когда-либо сталкивавшемуся с творческим кризисом, зазвучала как настоящий детектив.

Идея благополучно нашла инвестора, Николас Кейдж отрастил для съемок прическу «под Кауфмана», и зритель получил чудесное умное кино, в котором реальность причудливо переплелась с авторским вымыслом (жертвой этого интеллектуального розыгрыша пал даже оскаровский комитет, на полном серьезе пытавшийся наградить Кауфмана за сценарий вместе с его указанным в титрах братом-близнецом Дональдом, которого, как выяснилось, у Чарли нет и никогда не было). Воистину даже в неудачах кроются новые возможности – правда, чтобы выкрутить «Оскар» из ситуации, которую в голливудском мире принято считать фиаско, все-таки надо быть бесстрашным гением уровня Чарли Кауфмана.

Кадр из фильма «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар»

Настоящие придурки вроде Джея и молчаливого Боба куда угодно способны пролезть – даже в Голливуд. Режиссер Кевин Смит, организовавший для своих персонажей экскурсию по студии Miramax, не мог не воспользоваться случаем, чтобы не обстебать быт и повадки киношного люда. В «Джее и молчаливом Бобе» есть все: бывшие звезды, вынужденные играть в разном киномусоре, актеры, которых всю жизнь преследует их первая успешная роль, режиссеры, вместо работы считающие деньги, кинокомиксы как самое поверхностное из искусств, картонно-клишированные персонажи, взлом «четвертой стены» и изливаемая в интернетах зрительская ненависть. Не сказать что это самый правдивый фильм о Голливуде (сатира в нем особенная, кевин-смитовская, и многие знаменитые актеры согласились сыграть самих себя только на условиях полной и явной карикатурности), но повеселились все участники банкета знатно.

Кадр из фильма «Однажды в Голливуде»

Кино, вопреки распространенному мнению, вовсе не убивает литературу – ведь без хорошей литературной основы не состоялось бы много известных фильмов. Вот и фильм Барри Левинсона «Однажды в Голливуде» не появился бы на свет, не издай кинопродюсер Арт Линсон книгу мемуаров «Что случилось? Горькие голливудские истории с линии фронта». Да! – говорят нам Линсон и Левинсон, – труд продюсера вовсе не так легок, как кажется, ведь приходится постоянно работать с людьми, и они все либо непризнанные гении с «собственным видением», либо суперзвезды с раздутым эго, либо просто дураки (для пущей убедительности в кадр помещены реальные знаменитости, сыгравшие самих себя, – Брюс Уиллис и Шон Пенн). Авторы не ограничились критикой голливудской кухни, между делом пнув еще и пресыщенную зрелищами фестивальную публику, которую только чем-нибудь особо «жареным» сегодня и прошибешь. Ну что ж, плавали, знают. Имеют право.

Кадр из фильма «Артист»

История Голливуда не менее интересна, чем его настоящее. Режиссер Мишель Азанавичюс не упустил возможности расписаться в любви к немому кинематографу, пригласив Жана Дюжардена и Беренис Бежо разыграть производственный роман между выходящей в тираж звездой и стремительно набирающей очки старлеткой. Звуковое кино убило карьеры многих суперстарз первой четверти ХХ века, не сумевших найти себя в новом кинематографе, и покровитель молодого дарования сталкивается с той же проблемой. Его немые фильмы проваливаются, не выдержав конкуренции с «модными» звуковыми новинками, финансы поют романсы, личная жизнь разваливается, раненое сердце плачет и болит. Кажется, не избежать трагедии… Но все же хеппи-энд неизбежен – это ведь Голливуд в конце концов.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?