Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Видеозал 90-х: Реальность кусается

Те, кто в середине 90-х был российским подростком и смотрел музыкальные каналы, наверняка знают о фильме «Реальность кусается» – даже если его не видели. Все благодаря музыкальным каналам, которые неустанно, без остановок, в тяжелой ротации крутили видеоклип на песню My Sharona, в котором Вайнона Райдер, Итан Хоук, Бен Стиллер, Джанин Гарофало и Стив Зан вели веселую жизнь молодых американцев в стиле MTV. До просмотра самого фильма руки дошли не у всех – при том, что он очень точно поймал в шероховатый полароидный снимок свое время и благодаря этому обязательно входит в любой топ «фильмов о молодежи 90-х»

Добавить в закладки
Видеозал 90-х: Реальность кусается

Занятно, что выбор вышеупомянутой My Sharona от The Knack в качестве визитной карточки такого фильма, как «Реальность кусается», был как минимум неочевидным – первая половина 90-х прошла под знаком гранджа, не только как музыкального стиля, но и как образа жизни. Грандж воплощает собой главный герой фильма, безработный музыкант Трой (Итан Хоук), который вроде бы любит свою давнюю подругу Лилейну (Вайнона Райдер), но вот-вот потеряет ее – Лилейна взрослеет, а Трой остается все тем же самовлюбленным мальчишкой. И если он не изменится, ее того и гляди уведет зрелый и материалистичный продюсер музыкальных видео Майкл (Бен Стиллер), оценивший ее опыты с документальными съемками друзей.

Кадр из фильма "Реальность кусается"

Надо понимать, что в 1994 году Бен Стиллер еще не был тем Беном Стиллером, которым мы его знаем сейчас. Где-то далеко на горизонте были «Ночь в музее», еще и не пахло «Образцовым самцом» и даже до «Все без ума от Мэри» оставалось еще четыре года. В те времена Стиллер – сын известного комика Джерри Стиллера – находился в творческом поиске, и его кидало из крайности в крайность, от военной драмы Стивена Спилберга «Империя солнца» (1987) и чисто женской мелодрамы «Стелла» (1990) до экшен-триллера «Родня» (1989), в котором Стиллер сыграл одного из злодеев.

В начале 90-х тем не менее Стиллер вроде бы нашел себя – боссы канала MTV дали зеленый свет комедийному мокьюментари-сериалу «Шоу Бена Стиллера», и хотя на MTV шоу продержалось всего один сезон, оно ожило с новыми силами в 1992 году на канале Fox. И на этот раз к Стиллеру присоединились «тяжеловесы» – Джуд Апатов, сценарист «Прямого эфира в субботу вечером» Боб Оденкирк, комедиантка Джанин Гарофало и другие. Сериал удостоился хороших отзывов, но Fox, известный своей любовью к высоким рейтингам, его безжалостно прикончил после 12 эпизодов – и уже после закрытия «Шоу» получило «Эмми» за лучшие сценарии.

Кадр из фильма «Реальность кусается»

Песня Baby, I Love Your Way, на которую также был снят клип, попала в саундтрек «по блату» – ее дали Стиллеру «в нагрузку» к композиции Лайзы Лоэб Stay

Впрочем, Стиллер вряд ли сильно горевал, потому что к тому моменту уже был всецело погружен в свой полноценный режиссерский дебют. Режиссурой он пробовал заниматься и раньше – снял пару короткометражек и несколько эпизодов своего шоу, однако «Реальность кусается» была работой совсем другого уровня. Особенно если учесть, как дорог этот сюжет был его сценаристке Хелен Чайлдресс – в его основу она положила истории из своей жизни и целых три года, пока проект находился в подготовительной стадии, полировала скрипт, переписав его в общей сложности аж 70 раз (его первую версию она закончила, когда ей было всего девятнадцать лет).

Кадр из фильма «Реальность кусается»

Последний год из этих трех в тесной связке с ней над сюжетом трудился Стиллер. Майкл в том виде, в каком мы его увидели в картине, появился в сюжете по его предложению (изначально «третий лишний» был уже взрослым рекламщиком, продвигающим в США японские сладости), Стиллер же предложил Чайлдресс и продюсерам Майклу Шембергу и Дэнни Де Вито на эту роль себя. Стиллер же волевым решением, чтобы выделить больше времени троице главных героев, задвинул на задний план линии их друзей – Викки (Джанин Гарофало), которая переживает, что подхватила СПИД, и Сэмми (Стив Зан), набирающегося смелости, чтобы сообщить родителям о своей нестандартной сексуальной ориентации.

Кадр из фильма «Реальность кусается»

Третьестепенную роль в картине исполнила тогда никому не известная Рене Зельвегер

Казалось бы, у Стиллера, Чайлдресс и Шемберга все было на мази, но всю малину им испортил, как ни странно, Кэмерон Кроу – в будущем создатель «Почти знаменит» и «Ванильного неба». В 1992-м в прокат вышел его дебютный фильм «Одиночки», также рассказывающий о группе двадцатилетних приятелей, и его незавидная прокатная судьба заставила студии одну за другой отказываться и от «Реальности». Перспективы «Реальности» были незавидными – у ее создателей был на руках законченный, отполированный сценарий и режиссер, но не было ни студии, ни одного актера, помимо самого Стиллера.

Кадр из фильма «Реальность кусается»

На их счастье, «Реальностью» заинтересовалась Вайнона Райдер, на тот момент большая звезда, которая тем не менее устала от серьезных ролей в исторических драмах – она снялась подряд в «Дракуле» (1992), «Эпохе невинности» (1993) и «Доме духов» (1993), а на горизонте маячила экранизация «Маленьких женщин», от которой Вайнона отказываться тоже не хотела. Немного иными соображениями руководствовался Итан Хоук – несколькими годами ранее его имя прогремело в связи с «Обществом мертвых поэтов» (1989), но с тех пор «выстрелили» разве что только «Живые» (1993), да и то это был чисто ансамблевый фильм, построенный на драматичном сюжете, а не на яркой актерской игре.

Кадр из фильма «Реальность кусается»

За Вайноной Райдер в проект подтянулась студия Universal, быстро нашелся и Стив Зан – его привел Хоук, игравший с ним в театре. Сложности возникли только с актрисой на роль Викки – Райдер сразу предложила на эту роль Джанин Гарофало, которую хорошо знал и сам Стиллер (напомним, она помогала ему со сценариями «Шоу Бена Стиллера»), но на пробах актриса повела себя так вызывающе, что Стиллер неожиданно дал задний ход. Его поддержала студия, которая начала переговоры с Энн Хеч, Паркер Поузи и Гвинет Пэлтроу (последняя была фавориткой), но Райдер стояла на своем. И победила.

Сейчас такое кино инди-постановщики снимают за шестизначные суммы, но Стиллеру и компании «Реальность кусается» влетела в копеечку – в процессе съемок бюджет поднялся до цифры в 11,5 миллиона долларов. Существенная сумма, и для перестраховки Universal решила продвигать ленту не как «поколенческое» кино, а как романтическую комедию – возможно, именно из этих соображений в ротацию музыкальных каналов запустили именно My Sharona (которую авторы, к слову, увели из-под носа у Квентина Тарантино, заглядывавшегося на эту песню для саундтрека своего «Криминального чтива»). Дошло до того, что Стиллеру и актерам строго-настрого запретили упоминать в интервью о так называемом «Поколении Икс».

Прокатного хита, на который рассчитывали Universal, у Стиллера все равно не получилось, но вложенные в картину деньги окупились без особых проблем – в Штатах «Реальность кусается» заработала 21 миллион, еще 12 миллионов принес зарубежный прокат. Как водится, фильм прекрасно сработал и на видео, хотя после юбилейного 10-летнего издания на Чайлдресс, Стиллера и продюсеров фильма подал в суд… некий Трой Дайер, который в конце 80-х учился в одной киношколе с Чайлдресс. Дайеру не понравился его киношный тезка, а тем временем о его существовании узнали фанаты фильма, сделавшие далеко идущие выводы, – в итоге до процесса дело не дошло, ограничившись внесудебным соглашением и бумагой от Чайлдресс с письменным заверением, что киношный Трой Дайер не имеет с реальным ничего общего. Так и запишите – я вам не Итан Хоук.

Текст: Борис Хохлов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?