
Нелинейная хроника жизни одной большой (не)дружной семьи.
Рафаэль Боб-Ваксберг сделал себе имя благодаря анимационному сериалу «Конь БоДжек»: в течение шести сезонов драматург заставлял зрителей попеременно ненавидеть и обожать антропоморфную лошадь, заглушающую душевную боль сарказмом и алкоголем. Спустя пять лет после окончания трагикомедии о БоДжеке Боб-Ваксберг объединяется с давней коллегой и подругой детства Лизой Ханауолт. «Короче говоря» — третий совместный проект творческого дуэта. Ханауолт была художницей-постановщицей и продюсеркой «Коня БоДжека», а в 2019 году разработала собственное шоу «Тука и Берти», в котором Рафаэль выступил исполнительным продюсером. Боб-Ваксберг выступает в роли режиссёра, а Ханауолт берёт на себя обязанности продюсера-супервайзера. Теперь старые друзья пробуют нечто нетипичное для себя: никаких антропоморфных животных, на экране обычные люди с обычными проблемами.
«Короче говоря» рассказывает о семье Швуперов — еврейском семействе, члены которого регулярно спорят, таят обиды, встречаются на праздниках, попеременно жалуются друг на друга, а после тоскуют без общества близких. Наоми и Эллиот воспитали троих детей: старшего Ави, единственную дочь Ширу и младшего сына Йоши. Мы видим обрывки жизни семьи из разных десятилетий: то мы оказываемся в 1990-х, то внезапно перескакиваем в 2020-е.
Сериал напоминает листание фотоальбома с множеством кадров, запечатлевших маленькие и большие события (неслучайно заставка шоу состоит из демонстрации снимков Швуперов): от похорон и бат-мицвы до неудачной бизнес-идеи и будней во время эпидемии коронавируса. Если бы «Короче говоря» было литературным произведением, то непременно сборником новелл: к слову, у Боба-Ваксберга как раз есть собрание рассказов, которое даже переведено на русский язык, — речь о книге «Тот, кто полюбит все твои трещины».
Режиссёр выстраивает историю на контрастах: в одной сцене зрители наблюдают за зарождением крепких романтических отношений, в другой — за квинтэссенцией одиночества спустя двадцать лет. Быстрая смена настроений и своего рода мгновенные спойлеры — чем же завершится та или иная линия героев — бьют под дых и вынуждают вспомнить: жизнь — штука непредсказуемая и порой чертовски несправедливая. Кажется, Боб-Ваксберг отказывается от линейности и молниеносно переворачивает календарь от одного десятилетия к другому по одной простой причине — чтобы уловить едва осязаемое ощущение быстротечности существования. Каждый шаббат, конфликт с матерью, уютный вечер в кругу родных, долгожданный поцелуй, всё-всё-всё вынуждено превратиться в воспоминания — в те самые фотографии из старого альбома. Подобное чувство эфемерности жизни пытался вызвать Роберт Земекис в своей недавней картине «Тогда. Сейчас. Потом», но режиссеру не удалось заставить зрителей как следует прикипеть к героям. У Боба-Ваксберга, напротив, серия за серией получается медленно раскрывать причудливых персонажей и преобразовывать Швуперов из карикатур в объемных героев.
Если создатель «Коня БоДжека» вознамерился сделать семейную хронику, то не стоит ожидать изображения образцовых родственных связей. Швуперы — пример дисфункциональной фамилии, каждый член которой так или иначе может вызвать раздражение у публики. Глава семьи — мать Наоми, не способная вести разговор без капли пассивной агрессии и толики манипуляции. Дети обсуждают травмы, оставленные вечно критикующей матерью, и искренне пытаются понять родительницу. Но при этом авторы не сгущают краски: в доме Швуперов полно нежности, тепла и уюта. Боб-Ваксберг не намерен выносить приговоры и проявлять категоричность: его героев хочется не обвинять, а внимательно выслушать.
«Короче говоря» состоит из ссор, абсурдных происшествий, ностальгии и разговоров о еврействе: иудаизм и национальная идентичность Швуперов занимают огромное место в сериале. В первом сезоне авторы сосредотачиваются прежде всего на взрослении братьев и сестры. Логично предположить, что в продолжении, скорее всего, будет больше воспоминаний из прошлого Наоми и Эллиота. К тому же Netflix уже продлил шоу на второй сезон. Новый проект Рафаэля Боба-Ваксберга сложно назвать триумфом и эффектным возвращением после финала «Коня БоДжека». «Короче говоря» явно необходимо время, чтобы разогнаться и реализовать потенциал. За 10 коротких эпизодов мы едва успеваем привязаться к горе-родственникам. Но хочется лелеять надежду, что впереди удачных эпизодов будет в разы больше, чем проходных, а Рафаэль Боб-Ваксберг еще успеет влюбить зрителей в очередное экзистенциальное анимационное полотно.