
Теперь со школой жизни от деда.
Во время развода родителей маленький Макс (Андрей Андреев) проводит лето у своего дедушки — сурового и твердого человека советской эпохи (Евгений Цыганов). Взрослый Макс (Стас Старовойтов) вспоминает о детстве, когда сам переживает кризис в отношениях с супругой (Надежда Михалкова). Вспомнит и дедушкины истории о послевоенных годах, и опыт путешествий через всю страну, и особые старорежимные привычки.
У каждого отца свои причуды: и юмор, и ценности, и черты характера. Возникают они не на пустом месте — в дело вступает хитрая игра генов и усвоенных рефлексов. У бати наверняка был свой батя — зачастую человек еще более строгой формации. Вполне возможно, он мог застать лишения войны и радость победы, в 1991-м со скрипом смотреть на снятие советского флага и причитать о том, какую страну потеряли. Продолжение успешной комедии со Стасом Старовойтовым и Владимиром Вдовиченковым развивает именно такой образ, генеалогия отцовских нравов расширяется, а на сцену выходит дед (неузнаваемый в гриме Евгений Цыганов) – человек старой закалки, повидавший многое. Как и в первом «Бате», фильм существует в двух, а то и трех пластах: настоящая жизнь Макса, опостылевшая в проблемном браке, его детские воспоминания о деревенских каникулах и флешбэки из сороковых, повествующие о молодых дедушкиных годах. Он потерял глаз на войне, но приобрел опыт – в том числе смирения со смертью – и теперь открыт поиску любви.
Сиквел, снятый Ильей Учителем, во многом повторяет формулу первой части. Те же скетчи, но уже с более возрастным родителем и с поколенческой разницей в воспитании. Тогда была профилактика ремнем, сегодня предпочитают психологов. Раньше взрослые сладостями баловали в меру, а сейчас могут расщедриться. Все, что можно было взять от деда, унаследовал герой Вдовиченкова, — сухую, но житейскую мудрость предка, который смотрит новости, проводит время в огороде, а воспитательные моменты сопровождает подзатыльником. Если первый «Батя» соблюдал баланс между ностальгией по голодным, но теплым сердцу 90-м годам и высмеиванием старой школы, то сиквел вышел не в пример грустнее – дедушкины «приколы» не кажутся смешными, они принадлежат правде жизни, а характер кристаллизуется в тяжелые времена и порождает такого же сложного человека. Мы эпоху не выбираем, собственно, как и родителя – дополнительный оттенок добавляет игра Цыганова, совсем не карикатурного даже под слоями грима.
Современные сценки рутины Макса с женой, обжившихся и сытых москвичей, у которых вместо старого мотоцикла электросамокат, и вообще все быстрое, легкое, а оттого и унылое, сняты под стать – серо и сонливо (такими же они были и в первой части). Кино складывается почти в упадочный портрет современной интеллигенции – семьи, которая не может решить проблему сама и давно все делегировала умным машинам и экспертам по отношениям. Деревня идиллически заливается солнцем и зеленью — молодой городской житель наверняка назвал бы дедушкин дом «ламповым». О таком месте думаешь, как о граде Китеже: был ли он вообще или его просто сформировала коллективная народная фантазия, падкая на грезы о своем далеком крае? Интересным приростом к истории кажутся черно-белые зарисовки из сороковых, сцены с молодым дедом стилизованы под оттепельное кино, местами они покадрово пересекаются с главными советскими военными хитами — «Балладой о солдате» и «Летят журавли». Неслучайно, кстати, в первом «Бате» по телевизору показывали именно фильм Михаила Калатозова, пока в семье обсуждали поездку к родственнику.
Не только нравы, но и драматургические проблемы фильм тоже наследует у предшественника. В хите 2020-го не было финала, подведения итогов – лишь поток щемящей ностальгии и слегка наигранное примирение людей разных поколений. Здесь что-то похожее, да еще и с удвоенным эффектом. И вот где недостаёт суховатого героя Вдовиченкова — его батя заявится на скромную минуту-другую, и то скорее чтобы упаковаться в фамильный портрет героев. Продолжение вроде и исследует родственные линии по папе (и главное, почти не скатывается в ходячий стереотип), но также держит дистанцию от реальности, нередко правде предпочитает фантазию. История о детях, трепетно воспитанных мужчинами, в нашей действительности многим кажется небылицей. Об этом напоминает и личный опыт людей, и упрямая статистика. «Батя 2», возвращая в семью сразу две отцовские фигуры, метит в куда более узкую аудиторию, нежели его хитовый предшественник, — фильм, скорее всего, попадёт в сердце лишь зрителю за тридцать.