
Когда Марго встретила Колина.
Режиссер и сценарист Когонада, редактор культового в узких кругах синефилов The Criterion Channel, за последние несколько лет умудрился стать светочем инди-кино. Блистательный дебют «Колумбус» и последовавшая за ним научно-фантастическая драма «После Янга» закрепили за Когонадой статус визионера-интеллектуала, снимающего неспешные, эссеистические фильмы с глубоким, пусть и не самым очевидным эмоциональным посланием. Вышедшая в мировой прокат романтическая фантасмагория «Большое, смелое, красивое путешествие» — первый коммерческий проект Когонады, снятый в коллаборации с большой голливудской студией Sony Pictures Releasing, владеющей правами на «Терминатора», «Человека-паука» и «Людей в черном». Кроме того, «Большое, смелое, красивое путешествие» — первый проект Когонады, снятый по чужому сценарию. Сюжет для картины придумал Сет Рейсс, известный преимущественно по гастрономической сатире «Меню» Марка Майлорда. Как можно догадаться, «Большое, смелое, красивое путешествие» не унаследовало примерно ничего из фирменного авторского стиля Когонады: нет тут ни эмоциональной чуткости, ни вдумчивых, неспешных диалогов. Низкий рейтинг фильма на популярном агрегаторе Rotten Tomatoes заранее предостерегает зрителей от разочаровывающего просмотра. И все же что будет, если отправиться в «Больше, смелое, красивое путешествие» без оглядки на безупречно выстроенную репутацию инди-автора, взглянуть на фильм глазами рядового зрителя?
Одиночки Сара (Марго Робби) и Дэвид (Колин Фаррелл) отправляются на свадьбу общих знакомых. Оба по странному совпадению обращаются в одно и то же агентство по аренде автомобилей, где им буквально навязывают транспорт с продвинутой технологией GPS (внезапное камео Фиби Уоллер-Бридж). На мероприятии между героями вспыхивает мимолётная симпатия, но вскоре они отстраняются друг от друга. Сара убеждена, что обязательно разобьет новому знакомому сердце, а Дэвид не решается признаться себе, что снова готов к любви. В итоге каждый едет своей дорогой, но волшебный навигатор вновь сводит их в придорожном кафе. Когда машина Сары внезапно ломается, пара вынуждена продолжить путь вместе. Маршрут обещает быть необычным: первая остановка — старинный маяк из прошлогодней поездки Дэвида; вторая — музей современного искусства из раннего детства Сары. С каждой новой локацией разговоры путников становятся лишь душевнее, а воспоминания — острее.
«Большое, смелое, красивое путешествие» принадлежит к успевшему стать «краснокнижным» типу классических мелодрам, в которых герои не благодаря, а вопреки ударам судьбы пытаются подобрать ключик к сердцам друг друга. Не зря в списке референсов фильма сплошь романтические драмы середины и конца XX века — это и «Магазинчик за углом» Эрнста Любича, и «Дорога» Федерико Феллини. Однако наибольшее влияние на «Большое, смелое, красивое путешествие» оказали антиромантический манифест «Вечное сияние чистого разума» Чарли Кауфмана и Мишеля Гондри, а также, как ни странно, анимационные работы Хаяо Миядзаки и Макото Синкая. Аниме всегда было важной частью культурного кода Когонады, однако «Большое, смелое, красивое путешествие» впервые поднимает увлеченность режиссера на новый визионерский уровень. Мелькающие в кадре дождь, ярко-желтые и красные зонты — явные отсылки к «Мой сосед Тоторо», а загадочная дверь, стоящая посреди густого леса, — к «Ходячему замку». Причудливые миры Миядзаки существуют вне правил и законов экспозиции — это в первую очередь и очаровывает Когонаду, который погружает своих персонажей в сплошные абстракции. В отдельных сценах Сара и Дэвид и вовсе встречаются на фоне темного, абсолютно пустого пространства — словно актеры в иммерсионном театре.
Увы, то, что создает магию между двухмерными персонажами, не работает в отношениях трехмерных. Оказавшись в условном «Волшебнике страны Оз», герои Марго Робби и Колина Фаррелла следуют по дороге из желтого кирпича, набираясь смелости, мудрости и сердечной силы для того, чтобы преодолеть старые детские травмы. Однако глубины написанного материала явно не хватает для того, чтобы перенести переживания на универсальный человеческий опыт. Большая часть эмоционального путешествия Сары и Дэвида проходит изолированно, несмотря на то что в кадре они находятся вместе. Отсутствие совместного опыта не позволяет героям соприкоснуться и поработать в команде, узнать друг друга через призму личного опыта, а не чужих воспоминаний. В конечном итоге ни Дэвид, ни Сара не покидают камеру душевного одиночества, в которой были заперты с самого начала. В то время когда сценарий диктует актерам говорить признания в вечной любви, аудитория остается в легком когнитивном диссонансе.
Увы, даже в изоляции от образа автора «Большое, смелое, красивое путешествие» отвечает лишь третьему пункту своего заголовка. Это эстетичное, живописное кино, способное пробудить чувство прекрасного даже у самого приземленного зрителя. В то же время это невероятно шаблонная мелодрама, не раскрывающая сути человеческих отношений.