
Хит корейского проката добрался до российских кинотеатров 10 лет спустя.
Полнометражный дебют южнокорейского хоррормейкера Чана Джэ-хёна «Чёрные священники» вырос из его же короткометражки «12-й диакон», которая получила главные награды кинофестиваля Mise-en-scene и международного киносмотра в Чонджу. На родине режиссёра лента вышла в 2015 году, стала кассовым хитом, но до российских экранов добралась лишь в мае этого года.
Католический священник отец Ким (Ким Юн-сок) добился от церковного руководства разрешения на проведение обряда экзорцизма над школьницей Ён Шин (Пак Со Дам). Но для осуществления ритуала ему нужен помощник. Им становится молодой диакон Чой (Кан Дон-вон), которого мучают воспоминания о гибели сестры в детстве. Это мешает ему сосредоточиться на проведении обряда.
Большинство картин постановщика сочетают элементы национального фольклора и мотивы западных хорроров, и «Чёрные священники» не исключение. Так, помощник экзорциста должен быть обязательно рождён в год Тигра, а сам обряд – происходить в День голодных духов. Тесный сплав христианского миросозерцания и восточных религий ярко проявляется в эпизоде попытки изгнания демона местными шаманами, которые помогают отцу Киму. Особенностью южнокорейского ритуала является необходимость заключить демона в поросенка, что отсылает к евангельскому эпизоду про одержимого и стадо свиней.
Постановщик попытался выстроить свою ленту как драму с элементами притчи, для чего прибег к множеству библейских аллюзий. Но не имеющий глубоких богословских познаний зритель едва ли сможет считать большинство религиозных отсылок. Режиссёр стремился провести параллель между загрызшим маленькую сестру диакона чёрным псом и вселившейся в тело набожной школьницы потусторонней сущностью, дабы усилить сюжет противоборства с демоном психологическими трудностями персонажа. Однако у Чана Джэ-хёна это не слишком получилось.
Большую часть ленты демон бездействует, так что на первый план выходят малоинтересные без знания культурологического подтекста попытки диакона Чоя и опытного священника Кима подготовить ритуал. Возмужание Чоя показано режиссёром слишком декларативно. Слабо верится, что страшившийся видений из детства неопытный диакон за одну ночь смог перешагнуть триггер из детства и обрести крепкую веру.
Повествование «Чёрных священников» мечется между христианской притчей, драмой о преодолении демонов прошлого и оккультным хоррором, а постановщик не в силах найти верный тон, чтобы объединить три линии в одну. Пак Со-Дам продемонстрировала впечатляющий актерский бенефис, за что заслуженно получила множество наград, однако эпизодов с её участием катастрофически мало. Кан Дон Вон старательно изображает наивного и даже несколько инфантильного служителя церкви, но не в силах преодолеть аморфный сценарий. Его попытки показать психологические проблемы своего персонажа тонут в массе церковно-бытовых эпизодов.
Чан Джэ-хён, соблазнившись примером Уильяма Фридкина, автора классической ленты «Изгоняющий дьявола», попытался объединить психологическую драму, христианскую притчу и хоррор про одержимость. Но результат вышел весьма спорным. Восточная экзотика и некоторые нововведения по части экзорцизма смогут привлечь зрителя, но едва ли удержат внимание. Без страшной атмосферы и цельного сценария аллюзии на Библию просто не работают. Лишь в последней трети ленты режиссер сумел создать психологическое напряжение, но этого недостаточно, чтобы компенсировать затраченное время.