Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на фильм «Иллюзия побега» — датский триллер о кризисе в отношениях

Интерактивный сеанс психотерапии, показанный на Роттердамском кинофестивале.

Добавить в закладки

Фильм открывается чарующим пейзажем лесного озера, изображение которого перевернуто на 90°, так, чтобы водная гладь сменила привычную горизонталь на вертикаль, а по обе ее стороны оказались пугающе идентичные части леса. Здесь нет ветра, нет птиц, нет животных и нет людей. Это место лишено жизни и индивидуальности — все, что произойдет в правой части экрана, случится и в левой. Но время идет, и ничего не происходит. Что здесь оригинал, а что копия? Где настоящий лес, а где его отражение? Какой мир имеет право на существование, а какой обречен на уничтожение?

Писательница Стине (Марие Бах Хансен), радиоведущий Тейт (Миккель Боэ Фёльсгор), их пятилетний сын Немо (Михло Олсен) и пес по кличке Тарзан покидают шумный Копенгаген и отправляются в большое путешествие на машине. Мама с папой внимательно изучают шведский лес, чтобы не пропустить нужный поворот к деревянному домику, арендованному на ближайший год, а Немо всерьез рассуждает о различиях между Человеком-пауком и семейством паучьих. Вскоре радио в машине начинает шалить, подсказывая, что путники почти на месте — там, где они остановятся, не будет ни Интернета, ни мобильной связи, ни соседей, с которыми можно было бы здороваться по утрам. По крайней мере, так было написано в рекламном буклете.

Марие Бах Хансен на кадре из фильма «Иллюзия побега»

Марие Бах Хансен на кадре из фильма «Иллюзия побега»

Прибыв на место, герои тут же начинают делить пространство: это тебе, это мне; здесь я буду отдыхать, а здесь работать. Тейт забирает себе небольшую пристройку возле основного здания, чтобы там заниматься записью подкаста, ради которого семья и забралась так далеко в лес. Стине хочет наконец дописать роман, который начала еще в студенчестве, и потому она выбирает рабочий стол у стеклянной стены. Для Немо остается небольшая детская комнатка, но он хочет быть рядом с родителями, чтобы продолжить рассказывать им про пауков. Так идиллия, выдуманная взрослыми, начинает давать трещину.

Миккель Боэ Фёльсгор на кадре из фильма «Иллюзия побега»

Миккель Боэ Фёльсгор на кадре из фильма «Иллюзия побега»

Очень скоро станет ясно, что у рабочей поездки/ретрита/семейного отпуска есть куда более глобальная цель, чем могло показаться на первый взгляд. Когда-то Тейт изменил Стине, и теперь отношения между ними держатся на дежурных улыбках и молчании, будто любое слово может привести к необратимым последствиям. Стине отталкивает Тейта, когда дело доходит до интимной близости, но тянет к нему руки, когда хочет почувствовать тепло родного тела и успокоить тревожный ритм сердца. Она одновременно любит и не любит его, хочет наладить отношения и жаждет закончить их. Пытаясь найти возможность для прощения, Стине потеряла связь с собой, и теперь ей предстоит не только встретиться лицом к лицу с другой Стине, но и понять, кто из них прав.

Кадр из фильма «Иллюзия побега»

Кадр из фильма «Иллюзия побега»

Дебютный фильм датской постановщицы Каролине Люнгбю «Иллюзия побега» (в оригинале Superposition), впервые показанный на 52-м Международном Роттердамском кинофестивале, обращается к теме двойничества не ради создания жуткой атмосферы, а для того, чтобы выстроить драму отношений в выгодных для нее декорациях — помочь героям начать узнавать себя. Когда во время очередной прогулки в лесу Стине видится среди деревьев незнакомка, она оставляет сына играть с пауками и начинает преследование. То, что происходит в этот момент с Немо, навсегда останется за рамкой кадра — трагедия одновременно случилась и никогда не происходила. Стине вернется к сыну, но он откажется ее признавать. Испугался одиночества? Увидел что-то страшное? Наступил на паука? А может, это уже и не Немо вовсе?

И пока зритель ищет ответы на вопросы и внимательно изучает лес в поисках подсказок, Люнгбю медленно, но уверенно будет рассказывать о том, ради чего мы все здесь собрались. Тревожно перемещаясь по зеленовато-синим мокрым лесам и манящим озерным водам цвета ночи, герои наконец начнут говорить. Эта речь будет избыточна, гневлива и полна обид, но лишь благодаря ей хрупкий лед под ногами Стине и Тейта начнет превращаться в твердую почву, и вся их поездка наконец-то обретет смысл.

Текст: Яна Телова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?