Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «На Западном фронте без перемен» — зрелищную и трагичную экранизацию прозы Ремарка

Первая немецкая адаптация классического романа об ужасах Первой мировой войны.

Добавить в закладки

Трейлер

Весна 1917 года, третий год длится Первая мировая война. Четверка молодых немцев с воодушевлением получают повестки в армию. Один из них, Пауль (Феликс Каммерер), даже подделывает подпись родителей, чтобы поскорее оказаться на фронте со своими товарищами. «Через неделю Париж будет наш», — с жаром твердит министр мобилизованным, и те, заряженные волей к победе и героизмом, отправляются на Западный фронт. Там же они встречают только страх, голод и смерть. И пока политики в красивых костюмах решают судьбу страны, простые солдаты несутся в бой, сами не понимая, ради чего гибнут в грязи окопов.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Опубликованный в 1929 году роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» произвел ошеломляющий эффект на общественность. Писатель высказал правду о Первой мировой войне, которую не всем хотелось тогда слышать: в ужасающей бойне, унесшей миллионы жизней, не было абсолютно никакого смысла, а последствия ее ужасающи и бесчеловечны. Этот вывод страшно раздражал нацистов, которые, придя к власти, объявили Ремарка вне закона и стали сжигать его книги. В 1930-е годы немцы Ремарка так и не услышали, и потом началась еще более страшная бойня.

Феликс Каммерер в роли Пауля на кадре из фильма «На Западном фронте без перемен»

Феликс Каммерер в роли Пауля на кадре из фильма «На Западном фронте без перемен»

Как ни странно, «На Западном фронте без перемен» никогда не был экранизирован в Германии. При том что слава книги Ремарка остается огромной, а голливудская адаптация 1930 года взяла два «Оскара» и до сих входит в списки лучших антимилитаристских картин. Пожалуй, нужно иметь смелость снимать кино о своих поражениях и ошибках, и не каждый готов взяться препарировать исторические травмы. Но режиссер Эдвард Бергер (автор немецкой драмы «Джек» и успешный сериальщик, на чьем счету эпизоды «Патрика Мелроуза» и «Ваша честь») нашел в себе силы показать поколение своих дедов в самом неприглядном, но правдивом виде.

Феликс Каммерер в роли Пауля на кадре из фильма «На Западном фронте без перемен»

Феликс Каммерер в роли Пауля на кадре из фильма «На Западном фронте без перемен»

Его адаптация «На Западном фронте без перемен» показывает хорошо знакомый пейзаж Первой мировой войны: грязные окопы, беспрерывные дожди и несчастные лица солдат, ожидающих прилета вражеского снаряда. Режиссер Бергер не ищет новых технических или визуальных средств для построения военных действий на экране, как делал это Сэм Мендес в «1917». Ему куда важнее показать контрасты этой бессмысленной бойни, психологические перемены в персонажах, попавших в жернова истории. Впрочем, упрекнуть в плохой режиссуре Бергера тоже нельзя. Сцены боев поставлены профессионально и напряженно, дух времени отлично передается в костюмах и декорациях, и с натурализмом в изображении насилия автор не перебарщивает.

Хотя Бергер экранизировал Ремарка достаточно вольно, хорошо видно, что режиссеру важно передать дух и замысел первоисточника. В картине замечательно показан безумный калейдоскоп войны, как убитых немцев буднично сменяют новые молодые мобилизованные. Режиссер отождествляет рядового солдата с вещью — с тела погибшего снимают форму, а затем ее перешивают и передают новенькому, лишь содрав протертую нашивку с именем бывшего хозяина. Точно так же человек превращается в медный жетон с указанием имени и даты рождения, который, если повезет, найдут живые товарищи в окопах или на полях сражений. Добродушный солдат Качински (Альбрехт Шух) в какой-то момент зовет себя просто «сапоги с ружьем». Война как процесс расчеловечивания и деградации показана в фильме с впечатляющей убедительностью. И главный герой Пауль, этот веселый немецкий мальчишка, в финале становится безразличной машиной для убийств с бледным лицом и пустыми глазами.

Феликс Каммерер в роли Пауля на кадре из фильма «На Западном фронте без перемен»

Феликс Каммерер в роли Пауля на кадре из фильма «На Западном фронте без перемен»

Пока несчастные молодые солдаты, грезившие о подвигах в победоносном походе, гибнут ни за что, параллельно разворачивается другая сюжетная линия фильма — переговоры немецкого правительства с французским. Здесь главным героем выступает Маттиас Эрцбергер, сыгранный актером Дэниэлем Брюлем, — подавленный политик, осознающий масштаб катастрофы, в которой оказалась его страна, и потерявший сына на войне. Он вынужден спорить с военным руководством, жаждущим победы любой ценой, а затем выпрашивать унизительного мира у Франции. И пока идет конфликт, а подпись на мирном договоре еще не стоит, обезумевшие от власти и крови генералы продолжают посылать солдат на верную смерть. Бергер не упускает шанс показать в напыщенном военачальнике, который объявляет бессмысленную атаку буквально за пару часов до окончания войны, лицо будущего фашизма. «Во всем виноваты проклятые социал-демократы, предатели родины», — кричит он, и в этой риторике уже слышны отголоски грядущих катастроф.

«На Западном фронте без перемен» — актуальное и важное напоминание о том, что за красивыми лозунгами о победе всегда скрываются мрак и ужас. Бергер вслед за Ремарком не открывает каких-то новых истин, не переосмысляет события Первой мировой, но наглядно демонстрирует хаос и абсурд бойни, страшный эффект, который оказывает она на людей. Война — не место для человека. Насилие — зараза, чума, которая поражает всех со страшной скоростью. Хотелось бы, чтобы наследие Ремарка оставалось в прошлом, но то, что его экранизация сегодня вызывает такие острые чувства, означает, что возвращаться к нему нужно гораздо чаще. Тогда, может быть, наконец прозвучат слова: «Прощай, оружие!»

Текст: Кирилл Горячок
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?