Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Сверхъестественное. Знаки» — изобретательную научную фантастику от Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона

Режиссеры показывают, что бывает с теми, кто вырос на «Секретных материалах».

 

Добавить в закладки

Если в 2022 году кому и повезло, то это фанатам хорроров: кровь жанра бьет ключом, вымывая все на пути. Джордан Пил переживает вторжение НЛО в «Нет», Роберт Эггерс купает «Варяга» в грязи исторических баллад, Тай Уэст (наконец!) выходит из подполья в лучи света студии A24, а гаражные умельцы Джастин Бенсон и Аарон Мурхед становятся заслуженными мастерами, если и вовсе не классиками сай-файкора (в ненаучном термине научная фантастика слилась в поцелуе с мамблкором — жанром неразборчивой болтовни). Их имена, равно как и лица, могут быть вам незнакомы или известны по «Лунному рыцарю», «Локи» или «Архиву 81», но названия из каталогов стримингов не так много говорят об авторах, которые заслуживают самых обстоятельных бесед.

Кадр из фильма «Нечто в доме»

Кадр из фильма «Сверхъестественное. Знаки»

Бенсон и Мурхед 10 лет упоительно копаются в песочнице, где совершенно нет бюджетов и студийных обязательств, но гуляет ветер свободы. Режиссеры пишут, снимают и сами снимаются в DIY картинах о природе непознанного, не монструозных, но очень человечных: «Весна» языком Лавкрафта говорит о любви, а «Паранормальное» неспешно стоит на месте в поисках диалога. «Сверхъестественное. Знаки» — идеальная точка входа и повод для знакомства с дуэтом: камерная лента одновременно демонстрирует и внушительное мастерство, и тягу к компактным вселенным в чулане. Иначе говоря, Бенсон и Мурхед верны отработанным методам, но поражают уровнем профессионализма в кустарном формате.

Кадр из фильма «Нечто в доме»

Кадр из фильма «Сверхъестественное. Знаки»

Завязка «Сверхъестественного. Знаки» может звучать отчасти автобиографично: случайные соседи Джон и Ливай (сыграли их сами Мурхед и Бенсон) разговорились во дворе за сигареткой, пожали друг другу руки и решили быть на связи, вдруг что понадобится? Повод подвернулся почти сразу: в дешевой съемной халупе можно было обнаружить насекомых или барахло предыдущих жильцов, но вместо этого нашлась летающая хрустальная пепельница, похожая на кристалл из иных миров. Приятели решают стать коллегами и заработать на паранормальном, сняв документальный фильм о загадочном явлении в комнате.

Кадр из фильма «Нечто в доме»

Кадр из фильма «Сверхъестественное. Знаки»

Парящая над кофейным столиком посуда может ожить и в бравурном боевике B-класса, и в метафизическом сай-фае с оттенками «Соляриса», и в кровавом слэшере из 80-х (если будет лететь в голову убийце): Бенсон и Мурхед занимаются чем-то вроде нормализации потусторонних сил. Пепельница в воздухе выглядит пусть и пугающе, но все же не опасно, а с течением времени даже обыденно (хотя это впечатление и обманчиво). Куда важнее, какой след артефакт оставит: авторов занимает выстраивание отношения к паранормальному. Надежды на коммерциализацию находки постепенно уступают место попыткам постичь опознанный, но не расшифрованный летающий объект. Разговоры неизбежно ведут в болото конспирологии, а она открывает дверь к детективу, где есть зацепки, поразительные совпадения и роковое число 1908.

Кадр из фильма «Нечто в доме»

Кадр из фильма «Сверхъестественное. Знаки»

«Сверхъестественное. Знаки» незаметно совершает мета-твист и превращается в ту самую документалку, которую задумали снять охотники за хрустальным «привидением»: в кадре появляются говорящие головы знатоков, а сами герои расследования временами дают комментарии о произошедших событиях. Идейно Бенсон и Мурхед настроились на одну частоту с Джорданом Пилом, который тоже пустился в «Нет» в рассуждения о попытках зафиксировать паранормальную активность и монетизировать открытие. Но сай-фай-мастеров куда больше интересует личное, а не медийное: есть ли жизнь после контакта?

Одержимость пепельницей и съемками в душной квартирке продиктована иступленной необходимостью в чудесах. Как и завещал Фокс Малдер, Ливай и Джон безумно хотят верить в то, что кроме лесных пожаров, калифорнийских землетрясений, низко летающих самолетов и счетов за аренду в дешевой комнатушке в Лос-Анджелесе может измениться гравитационное поле и открыться портал в другие измерения. Необыкновенное совсем рядом, желтые заголовки не врут, пришельцы живут среди нас и могут заставить пепельницу летать и переливаться всеми цвета спектра. Кадр за кадром «Сверхъестественное. Знаки» объясняет, почему двум конкретным неудачникам и всем лузерам на свете (даже тем, кто не признается) так хочется ощутить присутствие и доказать, что есть что-то кроме, даже если придется аномалию выдумать и пуститься в мистификации. Чем Аарон Мурхед и Джастин Бенсон с большой нежностью занимаются уже много лет. Люди, выросшие на романах Стивена Кинга и «Секретных материалах», ищут свою маленькую истину на чердаке, которая для каждого своя.

«Сверхъестественное. Знаки» — признание в любви всем тронутым фанатам паранормальных явлений и прежде всего друг другу. Пусть кинематографисты и заметно прокачали режиссерские навыки и актерскую мышцу (Бэнсон и вовсе похож то ли на Энтони Киддиса, то ли на Джейка Джиленхолла), но остались теми самыми энтузиастами с камерой в руках даже после сладких объятий Marvel. Аароном и Джастином руководит гуманизм и желание снимать кино с близкими друзьями — вдвоем истину искать веселее. А может, «Сверхъестественное. Знаки» просто лишнее напоминание о том, что курение вредит здоровью. Бросайте курить!

Фильм «Сверхъестественное. Знаки» был показан на ММКФ в секции «Дикие ночи» и выйдет в прокат в ноябре.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?