Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на фильм «Первый день моей жизни» — экранизацию одноименного романа Паоло Дженовезе

Милая, но вторичная мелодрама о четырёх самоубийцах, у которых появляется второй шанс.

Добавить в закладки

Дождливой зимней римской ночью Наполеоне (Валерио Мастандреа), Арианна (Маргерита Буй) и Эмилия (Сара Серра Йоко) совершают самоубийство, но не отправляются ни в ад, ни в рай, а остаются на земле. Незнакомец без имени (Тони Сервилло) встречает всех покончивших с собой и отвозит в старенький пустующий отель в центре города. Наутро к троице присоединяется мальчик Даниэле (Габриэле Кристини). Незнакомец предлагает четырем постояльцам провести неделю вместе и прогуливаться по улицам города. Для прохожих необычная компания будет оставаться невидимой. А по истечении семи дней у Наполеоне, Арианны, Эмилии и Даниэле будет второй шанс вернуться в мир живых.

Тони Сервилло в роли Юомо на кадре из фильма «Первый день моей жизни»

Тони Сервилло в роли Юомо на кадре из фильма «Первый день моей жизни»

В 2015 году Паоло Дженовезе снял зрительский хит «Идеальные незнакомцы» и прославился на весь мир. История о друзьях, которые не хотели бы открывать спрятанные в смартфонах секреты, попала в дух времени. Едва ли картина говорила что-то новое о природе человека, но лихо закрученный сюжет позволял обозначить широкий круг тем, а зрители могли узнать в героях себя. Последовавшие за «Идеальными незнакомцами» разговорный триллер «Место встречи» и фантастическая мелодрама «Супергерои» не повторили успеха картины 2015 года, но всё равно скорее нравились широкой аудитории. Дженовезе вообще мастер говорить об отношениях полов, дружбе, смерти и предназначении на простом языке, но с концептуальными драматургическими ходами.

Тони Сервилло в роли Юомо на кадре из фильма «Первый день моей жизни»

Тони Сервилло в роли Юомо на кадре из фильма «Первый день моей жизни»

До «Идеальных незнакомцев» постановщик снимал мало чем примечательные комедии, а последние 10 лет становился всё серьёзнее и мудрее. В «Первом дне моей жизни» юмора почти нет. Разве что квартет самоубийц посмеивается над собственными методами суицида и незавидным положением в лимбе. Шутки уступают место меланхолии и сентиментальности. Изначально Дженовезе должен был снимать экранизацию собственного одноимённого романа в Нью-Йорке, но планы нарушила пандемия коронавируса. Постановщик перенёс производство картины в Рим и обратился к хорошо знакомым звёздам итальянского кино. Но от Большого яблока в картине остались дождливая зимняя погода, приглушённые серые цвета, бледные лица, слабо мерцающие огни неоновых вывесок и даже джазовый саундтрек. Трудно признать в городе на экране столицу Италии. Возможно, учитывая глобальный размах творчества последних лет Дженовезе, это просто обобщённый мегаполис, в котором ежегодно недовольные жизнью люди кончают с собой.

Сюжет «Первого дня моей жизни» никак нельзя назвать новым. Дженовезе предлагает самоубийцам посмотреть на знакомый мир со стороны, словно бы это кино. Никто обитателей чистилища не видит, а четвёрка пытается вместе переосмыслить прошлое. Получается необычная групповая терапия.

Виттория Пуччини в роли Донны на кадре из фильма «Первый день моей жизни»

Виттория Пуччини в роли Донны на кадре из фильма «Первый день моей жизни»

Ещё в «Рождественской песни в прозе» Чарльз Диккенс перевоспитывал скрягу Эбенизера Скруджа при содействии ангела. Тот же трюк на экране провернул Фрэнк Капра в легендарной «Этой замечательной жизни». Точно зрители не знают, ангел безымянный герой Тони Сервилло или нет, но незнакомец умеет летать, управляет временем и явно не первый раз помогает самоубийцам обрести радость бытия. Концепция чистилища, в котором ещё можно всё исправить и отыграть жизнь назад, явно утешительная. Изначально глубоко трагический сюжет наполняется надеждой. И конечно, проводник Наполеоне, Эмилии, Арианны и Даниэле обладает широким инструментарием убеждения в необходимости продолжать бороться, а не прыгать с моста или бросаться под поезд. Трогательные кадры из возможного будущего, прогулки по любимому городу и встречи со страдающими родными прилагаются.

Тони Сервилло в роли Юомо на кадре из фильма «Первый день моей жизни»

Тони Сервилло в роли Юомо на кадре из фильма «Первый день моей жизни»

В картине Дженовезе в первую очередь интересна фактура. Наполеоне, лайф-коуч и автор нескольких оптимистичных книг, сам годами находится в глубокой депрессии и прыгает с моста. Арианна так и не может смириться со смертью дочери и стреляется. Эмилия, прославленная гимнастка, получает серьёзную травму, оказывается в инвалидном кресле и бросается из окна. Правда, на самом деле спортсменку мучают не проблемы с ногами, а усталость от вечных вторых мест. Только попытка суицида диабетика Даниэле не закончилась успехом — школьник лежит в коме, съев 40 пончиков. Ребёнок всегда много ел, и родители решили заработать на талантах сына — мальчик съедал на камеру десятки хот-догов, бургеров и стал звездой YouTube. Только теперь Даниэле жестоко травят в школе, и друзей у школьника нет.

Итальянский автор предлагает любопытную палитру проблем, но сводит решения к банальностям, превращаясь в лайф-коуча Наполеоне. Времени толком прописать персонажей у сценариста нет, потому самоубийцы даны жирными мазками, не говоря уж о второстепенных персонажах. Единственное, что помогает не утонуть в сентиментальности Дженовезе, — порой проявляющиеся в отдельных сценах наброски трезвых мыслей. Важно разговаривать с родителями, искать в жизни новые вызовы, не сдаваться, находить близких по духу людей и ценить любовь. Но иногда всё это не работает, и нет ничего зазорного в грусти, только самоубийство по Дженовезе не выход, в отличие от похода к психотерапевту.

«Первый день жизни» разочаровывает поверхностным взглядом на вполне реальные проблемы современных горожан разных возрастов и желанием сентиментальностью заменить вдумчивый разговор. Картина точно порадует зрителей, которые ищут кино о преодолении и перерождении, чтобы поплакать. Обидно, что дальше любопытных концептов Дженовезе так и не двигается. Читать синопсисы картин автора интереснее, чем смотреть двухчасовые фильмы.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?