Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм-победитель Венецианского кинофестиваля «Событие» — экранизацию автобиографичной драмы о запрете на аборты во Франции

Манифест декриминализации абортов, провозглашенный языком фестивального кино, с потрясающей Анамарией Вартоломей в главной роли.

Добавить в закладки

Решение Венецианского жюри во главе с обладателем «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Поном Джун-Хо вызвало противоречивую реакцию и у фестивальной публики (зрителей и критиков), и у тех, кто ждал результатов на другом берегу. Среди не самой сильной программы смотра 2021 года (кажется, почти все выдающиеся картины были скромно показаны вне основного конкурса) событием стала дидактическая драма о запрете абортов во Франции в середине прошлого века. Победа фильма Одри Диван, с одной стороны, стала неожиданностью, с другой — вполне закономерным решением высказаться и с большой трибуны лишний раз выступить за декриминализацию абортов.

Анамария Вартоломей на кадре из фильма «Событие»

Анамария Вартоломей на кадре из фильма «Событие»

Студентка филологического факультета Ана (восхитительная Анамария Вартоломей) на осмотре у врача узнает, что беременна. Рождение ребенка не входит в ее планы, как аборты не входят в законодательно разрешенные акты (впрочем, как и противозачаточные препараты). Чтобы продолжить учёбу, девушка решается пойти на подпольный аборт: весь фильм — ее одиссея по кабинетам, подвалам, тихим квартиркам в отчаянных поисках нужных номеров телефона и попытках самостоятельно прервать беременность.

Сценарий фильма Одри Диван основан на автобиографичном романе Анни Эрно «Событие», который относится к так называемой «литературе травмы». Писательница от первого лица рефлексирует пережитый опыт (спустя почти 30 лет после произошедшего) и подробно описывает не только точки на карте на пути к цели, но и свое состояние в этом будто бы бесконечном путешествии. Как и в картине, отец ребенка остался в стороне, а подруги поначалу лишь озабоченно перешептывались и хватались за сердце. Счастливый финал этой истории наступил 5 апреля 1971 года, когда был опубликован «Манифест 343», написанной Симоной Де Бовуар: женщины (среди которых была и, допустим, Катрин Денев) открыто рассказали о том, что делали подпольные аборты, и потребовали их декриминализации.

Одри Диван на Венецианском кинофестивале

Одри Диван на Венецианском кинофестивале

Не надо быть знатоком статистики или ученым, чтобы трезво осознавать, что запрет на аборты увеличивает не рождаемость, а смертность женщин в результате ненадёжных домашних процедур. К сожалению, пока единство по вопросу не достигнуто, эту тему так или иначе необходимо поднимать, в том числе и в фестивальном кино. Но шепот сдавленного разочарования пронесся не из-за голой повестки или агитационной направленности картины Одри Диван, а скорее стал реакцией на довольно прямолинейный и неизобретательный киноязык, которым эта история рассказана.

Анамария Вартоломей на кадре из фильма «Событие»

Анамария Вартоломей на кадре из фильма «Событие»

В отличие от первоисточника, постановщица практически полностью стёрла личность своей героини — довольно сложно понять, что Ана за человек: есть только «ситуация», в которую она попала. Юная девушка хочет учиться, любит танцевать и пытается прервать беременность — это, в общем-то, все, что зритель о ней может узнать за весь хронометраж. В результате актёрский подвиг (который должен быть награжден орденом имени Ванессы Кирби во «Фрагментах женщины») 21-летний артистки Анамарии Вартоломей не то чтобы стреляет вхолостую, но не добирается до заслуженной вершины. Вартоломей с оголтелой смелостью и умопомрачительной отдачей врывается в натуралистичные сцены процедуры аборта — подробные, болезненные и в то же время лишенные каких-либо сантиментов: глухой к страданиями процесс — длинная игла, женщина и нежеланный плод. В это время от экрана хочется стыдливо отвернуться, и, пожалуй, эта реакция лучше самого фильма иллюстрирует климат в обществе, где, по большому счёту, тоже проще уткнуться глазами в пол, чем взглянуть проблеме в глаза. Но в этой механике мучения Ана так и остается героиней-функцией, героиней-у-которой-случилось-событие и которую можно воспринимать лишь через решимость оставить непростую ситуацию в прошлом.

С одной стороны, этот чувственный аскетизм подчиняется и общей интонации «События» — 60-е на экране узнаются только из-за титров: история будто бы зависла в безвременье, как и героиня вне личных категорий — это могло случиться с каждой вне зависимости от географии и дат на календаре. Не стремится Диван увести свой нарратив и в притчевое измерение или глубокий социальный контекст, как это сделал Кристиан Мунджиу в «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в 2007 году, роднил муки девушки с духотой целой страны и стал одним из глашатаев румынской «новой волны». Диван не говорит ни больше, ни меньше того, что происходит на экране, словно выступая в роли старшей сестры-отличницы Джулии Дюкорно, награжденной в Каннах в этом году. Обе француженки, обе изучают телесность через боль — язык универсальный и всем понятный, и обе были услышаны. Здесь можно пуститься в долгие и бесцельные рассуждения о наградах (которые, будем честны, не существуют вне политики и контекста), но куда любопытнее понаблюдать, к чему эти решения приведут (и приведут ли вообще к чему-то).

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?