Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Тем больнее падать» — залихватский вестерн о мести с Идрисом Эльбой в роли главного злодея

Возрождение жанра «черного вестерна» в дебютном фильме Джеймса Сэмюэла: ловко снятом, но довольно тривиальном.

Добавить в закладки

Трейлер

Бандиту Нэйту Лаву (Джонатан Мэйджерс) пришлось повзрослеть слишком быстро. Когда он был еще ребенком, гроза Дикого Запада Руфус Бак (Идрис Эльба) расстрелял его родителей. Много лет Лав охотился за убийцей, но осуществить месть ему так и не удалось – Бака посадили в тюрьму пожизненно. Однажды разнеслась весть о том, что правительство даровало Баку свободу. Вместе с бандой — Труди Смит (Реджина Кинг) и Чероки Биллом (Лакит Стэнфилд) — головорез осел в городе, который некогда лично отстроил для своих людей. Нэйт Лав собирает собственную команду, чтобы одолеть заклятого врага. С ним на смертельную дуэль отправляются шериф Бэсс Ривс (Делрой Линдо) и хозяйка салуна Мэри по кличке Дилижанс (Зази Битц).

Идрис Эльба в роли Руфуса на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Идрис Эльба в роли Руфуса на кадре из фильма «Тем больнее падать»

«Черный вестерн» — жанр со своей культурой и традицией. Появился он в 1970-е годы в качестве оппозиции консервативному «белому» вестерну. Сперва это были фильмы в эстетике «блэксплотейшн» (например, «Томасин и Бушрод» 1974 года), а позднее стали выходить и более серьезные картины, достаточно вспомнить «Отряд» 1993 года. В основе «черных вестернов» всегда лежали темы расизма, борьбы за свои права и идентичность. Но, как ни странно, жанр постепенно стал угасать в наше время, и после тарантиновского «Джанго: Освобожденный» заметных картин не появлялось.

«Тем больнее падать» режиссера-дебютанта Джеймса Сэмюэла, вышедший на Netflix, возрождает позабытую эстетику «черного вестерна». Действие фильма разворачивается в отдельном мире, в котором нет и следа исторической достоверности, нет даже года событий — важного атрибута классического жанра. Режиссер с первых минут указывает на абсолютную условность происходящего, впрочем, некоторые из персонажей фильма существовали и в действительности: Нэйт Лав, Чероки Билл, «Дилижанс» Мэри — свидетельства о них сохранились. Но режиссер Сэмюэл придумал им свою биографию.

Джонатан Мэйджерс на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Джонатан Мэйджерс на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Сюжетно «Тем больнее падать» предлагает довольно тривиальную историю мести. Главный герой Нэйт Лав носит на лбу метку в форме креста, оставленную ему злодейским лезвием в детстве. Однако он не выглядит как типичный мститель, например, спагетти-вестерна — этакое страшное орудие в руках самой судьбы, как, скажем, в «Однажды на Диком Западе». Нэйт — харизматичный ковбой, ловкий стрелок и страстный любовник, у которого не так уж много времени остается на саморефлексию. Актер Джонатан Мэйджерс, известный по сериалу «Страна Лавкрафта», умеет картинно стоять с оружием в руках и выразительно расправляться с недругами, но как персонаж особого интереса он, увы, не представляет. Впрочем, весь набор действующих лиц в «Тем больнее падать» не выходит за рамки типажей: большинство нужны только для того, чтобы в нужный момент отдать концы.

Джонатан Мэйджерс на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Джонатан Мэйджерс на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Режиссер Сэмюэл вообще не силен в драматургии, но от него этого и не требуется. Ему куда интереснее разбирать по полочкам стилистику вестерна, находить какие-то необычные визуальные решения. И этого в «Тем больнее падать» довольно много, картинка порой напоминает комикс или музыкальный клип. Забавной получилась сцена в «городе белых», в который ненадолго придется угодить банде. Здесь не только обитают исключительно «бледнолицые» жители Дикого Запада, но и сами здания здесь окрашены в белый цвет.

В отличие от подавляющего большинства «черных вестернов», «Тем больнее падать» почти не заходит на территорию расизма, только на мгновение в этом самом «городе белых». В мире фильма черные и белые живут независимо друг от друга, им, в общем-то, нечего делить. Это довольно интересный поворот в мифологии жанра: темнокожие бандиты выясняют отношения друг с другом. Притом один из них — персонаж Идриса Эльбы — обещает подарить братьям «землю обетованную», омытую кровью. Но Нэйт Лав (фамилия говорящая) предпочитает другой путь.

Несмотря на любопытный бэкграунд, не все в «Тем больнее падать» получилось гладко. Действие долго разгоняется, некоторые душещипательные беседы между героями без вреда для сюжета можно было бы и убрать. Зато, когда начинается финальная перестрелка, многое встает на свои места. Убийства сняты стильно, динамично, здесь актеры показывают себя намного лучше. Хотя в финале остается ощущение, что Идрису Эльбе как-то не дали до конца раскрыться, потенциал у его персонажа куда больше.

«Тем больнее падать» — удачное возвращение «черного вестерна». Есть в нем хорошие стилистические ходы и замечательный актерский состав — почти весь из лучших темнокожих звезд Голливуда. Жаль, что режиссеру Сэмюэлу не удалось придумать какую-то оригинальную историю, сделать хорошую, запоминающуюся экспозицию, поэтому лента вряд ли станет заметным явлением в жанре. Но, главное, он напомнил, что «черный вестерн» жив и сейчас самое время его реанимировать.

Текст: Кирилл Горячок
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?