
Один из победителей фестиваля «Короче», который перенесет вас в жгучее лето даже в середине сентября.
Дебютант Кирилл Логинов снял колоритную комедию с уважением к абхазским традициям — несмотря на то что «Три свадьбы и один побег» идет против установленных правил вроде женитьбы по расчету, во всем чувствуется любовь к южному народу. История трех сестер наполнена почти шекспировскими страстями: они спорят, любят и сражаются за свое счастье.
Нуца (Инга Оболдина) живет в селе Хуап вместе с тремя дочерьми: Нателле (Галя Денисенко) предстоит выйти замуж за французского дипломата, хотя любит девушка местного художника (Арам Вардеванян), Гунда (Арина Желаева) битый год готовится к поступлению в технический вуз, потому что влюблена в репетитора Леонида (Роман Евдокимов), а Амра (Полина Денисова) мечтает стать актрисой — то есть, по мнению матери, опозорить семью. Дела сердечные Нуцу никак не беспокоят — она уверена, что настоящих мужей дочки могут сыскать только с ее помощью. Когда терпение кончается, сестры решают дать отпор властной матери и устроить свое счастье самостоятельно.
Перед Логиновым стояли две сложнейшие задачи, с которыми режиссер отлично справился: снять кино уважительное по отношению и к девушкам, и к традициям. Каждая из персонажей «Трех свадеб» выглядит по-настоящему живой: нет ни излишней драматизации, ни тем более стереотипов, которые так часто эксплуатируются в современных комедиях. Героини самодостаточны и своенравны, а потому наблюдать за ними сплошное удовольствие. Разве что Амра иногда становится карикатурной в попытках подпортить нервы Нуце, но, видимо, таких жертв жанр все же требует.
Логинов мягко и по-домашнему подшучивает — не над Абхазией, а над нравами, которые превращаются в нелепые устаревшие ритуалы, когда перестают совпадать с реальной жизнью. Его героини знают, что устои трещат по швам, и транслируют это не только через монологи на сопротивление, но и через действия. Логинов решил рискнуть и собрать полностью русский каст, «выдав» их за местных жителей. Чтобы не промахнуться, команда прошла длинную подготовку: разбирала фонетику, слушала записи разговоров, ловила интонации. В итоге родилась общая семейная речь — узнаваемая и живая, где рядом уживаются южный говор и мамины жесткие оговорки. Именно языковая ткань и позволяет шуткам звучать с любовью, а не с издевкой.
У картины есть все шансы стать настоящим проводником в лето — яркие краски и абхазские пейзажи согревают на протяжении всего фильма. Узнаваема и рука художницы Марфы Гудковой, когда-то работавшей над победителем «Короче», татарской комедией «Бери да помни». Благодаря участию Гудковой «Три свадьбы» наполняются узнаваемым антуражем, домашней утварью и лаконичными, но говорящими декорациями. Операторка Марина Абашева же смогла запечатлеть всю природную стать абхазского предгорья — что речки, что деревья в ее оптике напоминают зрителям их собственное деревенское детство, когда слияние с природой было единственной заботой.
«Три свадьбы» — отличный пример ситуативной комедии, где все зависит от случая. Кому-то подобный юмор может показаться устаревшим: и правда, когда собака «надевает» потерянную золотую челюсть, возникает легкое чувство испанского стыда. Однако команда гордится каждым гэгом и не стесняется быть смешной — выдумывать нелепые ситуации и так же неловко из них выкручиваться. Комизм здесь не прячется за стыдливостью: каждая шутка доведена до конца, комедийный ритм выдерживается, а герои не против упасть в грязь лицом, чтобы затем горделиво подняться. К тому же в ход идут все атрибуты, которые только можно представить в подобной местности — и ружье, и пчелы, и сельский туалет. Смелость дарит фильму редкий драйв, благодаря которому смеяться хочется не над персонажами, а вместе с ними.
В финале «Трех свадеб» остается теплое послевкусие летнего приключения, которому, к сожалению, суждено завершиться. Не будет спойлером сказать, что для каждой из сестер уготован счастливый конец — эта жанровое клише в данном случае скорее подстегивает зрителя досмотреть кино, лишь бы увидеть радость героинь. «Три свадьбы» — комедия с характером, которая учит зрителей не отстаивать свою правоту, а слышать родных и близких. Логинов прощается с выцветшими ритуалами без злобы: иногда их лучше оставить в прошлом, чтобы открыть дорогу светлому будущему.