
Старомодный фильм ужасов об особенностях национальной церковной службы.
Одним прекрасным утром главе сельского прихода Джозефу (Дэн Стивенс) сообщают пренеприятное известие: скоро к нему привезут одержимую дьяволом девушку. Священник пытается отказаться от проведения ритуала, но уступает, когда становится ясно, что от него требуется только предоставить помещение для обрядов, а сеансы экзорцизма будет проводить приезжий святой отец Теофил (Аль Пачино). Как только все действующие лица наконец оказываются в одном месте, выясняется, что все не так просто, но отказываться уже поздно, и собравшимся остается только одно — спасать невинную душу.
«Ритуал» — еще одна история об экзорцизме, не лучше, но и не хуже многих других. Если чем фильм и примечателен, то задействованными актерами — в первую очередь, конечно, Аль Пачино. Справивший весной 85-й день рождения мэтр все еще не портит борозды и исправно отрабатывает задачи, даже самые элементарные. Последние годы на каждого «Ирландца» у Пачино приходилось по два-три условных «Ритуала» или «Хитмена». Ни в чем не уступает Пачино и его напарник Дэн Стивенс — звезда сериала «Легион». Как и в «Легионе», его герой не до конца понимает, что происходит, тревожится, дергается и безуспешно пытается исправить не подвластные ему события. Третья опора «Ритуала» — Эбигейл Коуэн: исполнительница роли одержимой Эммы Шмидт тоже идеально отыгрывает все предлагаемые сценарием изменения сознания.
К сожалению, какими бы прекрасными ни были упомянутые актеры и актрисы, им практически нечего играть. Хоррор об экзорцизме — жанр пусть и очень консервативный, но все же оставляющий простор для экспериментов, достаточно вспомнить, какой мировой сенсацией был «Вопль» На Хон-джина. Разумеется, не каждый фильм об одержимости злым духом должен становиться прорывом, но режиссер и сценарист «Ритуала» Дэвид Миделл не пытается даже повернуть голову в сторону чего-то новаторского. Обряды экзорцизма идут один за одним, отец Джозеф начинает сомневаться и пытается вызвать психиатра, отец Теофил настаивает на продолжении изгнания, Эмма Шмидт говорит не своим голосом и похрустывает костями, монашки визжат и плачут.
Подобную старомодность можно рассматривать и как плюс: в «Ритуале» нечему «ломаться», ведь не происходит ничего из ряда вон выходящего, пространства для казусов просто нет. Никакой политики, никаких технических новшеств (действие происходит в 1928 году в штате Миссисипи), никаких психотропных веществ, никакой излишней трансгрессивности. Два священника выполняют свою работу и ничего более. Единственный явный недостаток, который крайне сложно обернуть преимуществом, — очень специфическая операторская работа, на манер ТВ-шоу, где сначала выясняют все подробности личной жизни участников, а потом проводят ДНК-тест на отцовство. Резкие зумы, трясущееся изображение даже в моменты, когда герои просто разговаривают в помещении. Но если к оптике еще можно привыкнуть, то многочисленные виды церковного шпиля на фоне сумрачного неба под конец вызывают только недоумение.
Предыдущий фильм режиссера Миделла «Убийство Кеннета Чемберлена» был, по сути, репортажем-реконструкцией последних часов жизни пожилого ветерана вооруженных сил США. Ту же самую «реконструкторскую» интонацию Миделл перенес и в новую картину. Но если в истории о полицейском насилии в отношении представителя этнического меньшинства манера съемки была оправдана, то в фильме о нескольких сеансах экзорцизма почти вековой давности ТВ-метод кажется неуместным, и лента, несмотря на прекрасных исполнителей и сценарий без откровенной ереси, не срабатывает.