Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на мультфильм «Эрнест и Селестина: Новые приключения» — злободневную сказку об авторитаризме

Продолжение франко-бельгийской анимации по мотивам книг Габриэль Венсан.

Добавить в закладки

Медведь Эрнест просыпается после зимней спячки и обнаруживает, что в доме совсем нет еды. Его подруга мышка Селестина предлагает косолапому устроить уличный концерт, чтобы подзаработать. Но, спускаясь по лестнице, Селестина роняет футляр и ломает скрипку. Инструмент может починить лишь мастер, живущий на родине музыканта — в Тарабарии. Однако Эрнест не желает возвращаться в знакомые края.

Кадр из анимационного фильма «Эрнест и Селестина: Новые приключения»

Кадр из анимационного фильма «Эрнест и Селестина: Новые приключения»

Эрнест и Селестина — персонажи, впервые появившиеся на страницах иллюстрированных изданий в 1981 году. Героев придумала бельгийская художница Габриэль Венсан, решившая запечатлеть на бумаге собственные воспоминания о детстве. Уже первая книга цикла была отмечена премией Parents' Choice, считающейся наиболее авторитетной, когда речь идёт о юном поколении, а последующие и вовсе принесли мировой успех. Неудивительно, что в 2012 году появилась адаптация «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя», которую также признали профессионалы. В 2013 году мультфильм выиграл «Сезар», а в 2014-м номинировался на «Оскар». В 2017-м появился мультсериал «Эрнест и Селестина», который был наиболее близок по форме к оригиналу: он представлял собой сборник отдельных историй, связанных общими персонажами. Режиссёры проекта Жюльен Шен и Жан-Кристоф Роже ответственны и за новую картину о родине Эрнеста. 

Сразу стоит отметить, что продолжение можно смотреть, даже если вы не видели предыдущую ленту. Кроме персонажей, мультфильмы ничего не связывает, а старыми знакомыми центральные образы становятся с первых сцен. Драматургия построена на вечном противостоянии поколений. Эрнест не хочет отправляться на родину, потому что конфликтует с отцом. Глава семьи считает, что медведь выбрал неправильный путь, решив посвятить жизнь музыке, когда должен был продолжить династию и стать судьёй. В самой Тарабарии существует нелепое правило: дети обязаны выбирать профессию родителей. Такое условие, с одной стороны, облегчает жизнь, потому что можно заручиться помощью старших, с другой — лишает ребёнка какой-либо инициативы, ограничивая свободу, что приводит к отчуждению между родственниками, а не к сближению. 

Кадр из анимационного фильма «Эрнест и Селестина: Новые приключения»

Кадр из анимационного фильма «Эрнест и Селестина: Новые приключения»

Интерес Эрнеста к игре на инструментах вполне объясним. Зверь вырос в стране, где жители ценят искусство: горожане приходят каждый день на площадь, чтобы послушать концерты. Но с недавнего времени действует закон, согласно которому можно использовать лишь одну ноту. Медведи создали подпольную организацию, где регулярно устраивают представления. Возник контраст: на улицах по-прежнему собираются, но большинство примыкает к сопротивлению. Ситуацию подчёркивает то, что в общественных местах звучат монотонные мелодии, тогда как в укрытии играют танцевальные песни, напоминающие фольклорные мотивы. Ограничение творчества не оказало ощутимого влияния на инфраструктуру, но изменило настроение населения. Вроде бы абстрактный закон, но вместе с уходом музыки ушел и привычный облик города. 

Коварный антагонист, заставивший весь город перестать петь, изображен карикатурно обиженным отцом. Как и любой авторитарный режим, диктатура в Тарабарии держится на подчинении и гипертрофированном страхе. Но едва ли натужная властность судьи-медведя по-настоящему способна напугать: музыка, коллеги и выбор сына становятся жертвами личных комплексов одного человека (или медведя), который не смог найти общий язык с близкими. К сожалению, вычурный образ абсурдных запретов тесно перекликается с политикой реальных авторитарных государств, в которых голос народа порой не учитывается из-за взглядов одного человека.

Кадр из анимационного фильма «Эрнест и Селестина: Новые приключения»

Кадр из анимационного фильма «Эрнест и Селестина: Новые приключения»

В интервью для Daily Movies Жюльен Шен отмечает, что композиции Венсана Куртуа направляли повествование, становясь основой для создания сцен. Мультфильм имеет кольцевую структуру: в самом начале Эрнест, играя мелодию, идёт по улице, а за ним следуют другие артисты. Эта же композиция звучит в ключевых моментах: например, когда Эрнест и Селестина попадают в убежище сопротивления или в финале, являясь своеобразным катарсисом. Музыкальные атрибуты сопровождают героев на протяжении пути: когда запрещено играть музыке в кадре, мелодии все равно прорываются уже от авторов мультфильма. Отправной точкой путешествия становится поломка инструмента, а пристанище оппозиции друзья находят, следуя за нарисованными на улицах нотами. 

Создатели «Эрнест и Селестина: Новые приключения» предлагают не только выразительную акварельную анимацию и запоминающееся музыкальное сопровождение, но и крепкую историю, доступную для всех возрастов. 

Текст: Максим Клейн
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?