Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Рейтинг фильмов из франшизы «Астрал» Джеймса Вана: от худшему к лучшему

В начале июля в международный прокат вышел «Астрал 5: Красная дверь» — юбилейная часть культовой хоррор-франшизы, которая вот уже несколько лет существует отдельно от своего создателя Джеймса Вана. Ожидаемо без участия режиссера качество фильмов начало стремиться к нулю — и тем не менее все поздние части «Астрала» имеют свои достоинства и недостатки. К выходу пятой картины, которая, вполне вероятно, станет для франшизы последней, мы составили рейтинг всех «Астралов» — в порядке от худшего к лучшему. 

Добавить в закладки
Рейтинг фильмов из франшизы «Астрал» Джеймса Вана: от худшему к лучшему

5-е место

Дермот Малруни в роли Шона Бреннера на кадре из фильма «Астрал 3»

Дермот Малруни в роли Шона Бреннера на кадре из фильма «Астрал 3»

Из всех пяти фильмов серии «Астрал» третья часть имеет самый низкий рейтинг — как среди зрителей, так и по мнению критиков. На это есть целый ряд причин. Во-первых, «Астрал 3» — первая часть франшизы, снятая без Джеймса Вана. Во-вторых, место постановщика занял в то время еще новичок в жанре Ли Уоннелл, который по совместительству является сценаристом четырех «Астралов». В-третьих, главные герои третьей части — отец-одиночка и двое детей-подростков — далеко не такие интересные, как семейство Ламбертов с их передающейся по наследству способностью к астральной проекции. Отдельный минус «Астрала 3» — чрезмерное количество дешевых скримеров, которые по итогу лишь испортили репутацию всей франшизе. Уоннелл делает центровым персонажем ясновидящую Элис в исполнении Лин Шей, что само по себе неплохое решение. Однако как таковой Элис в фильме непростительно мало — все экранное время достается героям Стефани Скотт и Дермота Малруни

4-е место

Лин Шэй в роли Элис Рейнер на кадре из фильма «Астрал 4: Последний ключ»

Лин Шэй в роли Элис Рейнер на кадре из фильма «Астрал 4: Последний ключ»

«Астрал 4» во многом лишь запутывает и без того проблематичную временную шкалу франшизы. По сути, «Последний ключ» — это приквел приквела, которым является «Астрал 3». Действие снова разворачивается вокруг персонажа Лин Шей, однако на этот раз Элис и вправду центровая фигура. Режиссер картины Адам Робител, занявший место Ли Уоннелла, знакомит зрителей с призраками прошлого Элис, которые, в лучших традициях «Астрала», постоянно к ней возвращаются. Благодаря крепкому сценарию Шей удается достаточно глубоко раскрыть внутренних демонов своей героини, в конце концов продемонстрировать актерский талант. Несмотря на многочисленные флешбэки в Америку 70-х, фильм Робитела едва ли привносит во франшизу что-то новое. Старательно сохраняя концепт Джеймса Вана, постановщик, по сути, забывает о собственном режиссерском видении. Не исключено, что индивидуальность Робитела прижали алчные до сборов продюсеры, которые, как мы знаем, очень боятся лишний раз экспериментировать. При любом раскладе «Последний ключ» — самый кассовый фильм серии на сегодняшний день, что определенно дает ему некоторые дивиденды. 

3-е место

Патрик Уилсон в роли Джоша на кадре из фильма «Астрал 5: Красная дверь»

Патрик Уилсон в роли Джоша на кадре из фильма «Астрал 5: Красная дверь»

«Красная дверь» вышла после затяжной пятилетней паузы — за это время часть зрителей уже успела забыть о существовании «Астрала», другие, напротив, обрадовались возвращению хоррора к истокам. В центре сюжета вновь оказалось семейство Ламбертов, действие «Красной двери» разворачивается через девять лет после событий второй части «Астрала». Исполнителю главной роли Патрику Уилсону, для которого эта картина стала дебютом в режиссуре, удалось вернуть на экраны весь старый каст, в том числе Роуз Бирн в роли Рене и Стива Коултера в роли Карла. «Красная дверь» едва ли претендует на звание хоррора, основную сюжетную долю в фильме занимает старая добрая семейная драма. Тем не менее Уилсону удалось снять очень трогательное кино, способное если не напугать, то хотя бы вернуть ностальгию по первым «Астралам». 

2-е место

Тай Симпкинс в роли Далтона Ламберта на кадре из фильма «Астрал»

Тай Симпкинс в роли Далтона Ламберта на кадре из фильма «Астрал»

Первые две части «Астрала» принято воспринимать как одно большое кино, при этом оригинальный «Астрал» кажется затяжным разгоном к кульминации, которая начинается лишь после того, как герой Патрика Уилсона возвращает себе способность путешествовать в астральной проекции. В сравнении с остальной частью франшизы первый «Астрал» выглядит модным нынче слоубернером — режиссер Джеймс Ван намеренно замедляет действие, постепенно наращивая напряжение в кадре. Проблема лишь в том, что далеко не каждый искушенный зритель способен дотерпеть до разрывающего финала с эффектным плот-твистом — даже если его «обещают» на этапе трейлеров. Динамика «Астрала» — его единственная и самая большая проблема. По большому счету первые сорок минут мы смотрим абсолютно классическую историю кризиса семейных отношений, которые внезапно крепнут под натиском сверхъестественной активности. Угнетающий саунд-дизайн, жуткий демон с красным лицом и старая леди в черной вуали — лучшее, что есть в фильме, но появляются они только в конце.

1-е место

Патрик Уилсон в роли Джоша на кадре из фильма «Астрал: Глава 2»

Патрик Уилсон в роли Джоша на кадре из фильма «Астрал: Глава 2»

Сиквел «Астрала» разгоняется в разы быстрее, с лихвой компенсируя отсутствие динамики в первой части. С момента открывающих титров и до самого финала нас держат в абсолютном напряжении: предсказать повороты сюжета неимоверно трудно, нелинейное повествование сбивает зрителя с толку. И, что самое важное, именно в этой части «Астрала» начинают появляться научно-фантастические элементы: герои путешествуют не только в пространстве, но и во времени, встречая молодые версии самих себя (к счастью, обошлось без парадоксов). При этом Ван не отказывается от социального контекста истории, начатой еще в оригинальном фильме. К теме кризиса в супружеских отношениях прибавляются рассуждения о материнском абьюзе и домашнем насилии. Финал второго «Астрала» и вовсе является одним большим референсом к «Сиянию» Стэнли Кубрика, что определенно добавляет картине чести и колорита. 

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?