Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Рейтинг времен окупации. Кто и как продает русские фильмы за рубежом

28.07.2000 Текст: Лев Гунин Обсудить
Добавить в закладки

Один из моих близких друзей, профессиональный фотограф Жак Буше, на мою просьбу подсказать, где искать дистрибьюторов русских фильмов, ответил, что, если они и есть в области кинопроката, так только не в Монреале.
Он оказался прав: в последний сезон в кинотеатрах Монреаля шел только один фильм из России – «Сибирский цирюльник». Единственными большими дистрибьюторами русских фильмов в кинопрокате являются кинофестивали. В Монреале наиболее знаменитый международный кинофестиваль проходит в конце лета. В прошлом году было представлено два или три русских фильма, один из которых – фильм Никиты Михалкова «Анна от 16 до 18». В Нью-Йорке есть большой фестиваль русских фильмов. В этом году первым в списке идет тот же «Сибирский цирюльник», за ним «Хрусталев, машину!» Алексея Германа, «Молох» Александра Сокурова, и «Барак» Валерия Огородникова. Но этот фестиваль на несколько рангов ниже монреальского. На Западе известен фестиваль «Сине Фантом», который проводится в России и стал потенциальным пропагандистом-посредником в проникновении авангардного русского кино на Запад. «Кинотавр», Московский международный кинофестиваль, «Молодость» (Киев) известны на Западе меньше.
Самый прибыльный прокат русских фильмов – не кино-, а видеопрокат. В любой большой сети видеопроката в Северной Америке, во многих малых пунктах видеопроката, не говоря уже о русских магазинах, есть русские фильмы. «Блокбастер», «Видеотрон», «Мувилэнд» и другие гигантские сети – дистрибьюторы русских фильмов. У кого они покупают русские фильмы – выяснить не так-то просто. В администрации компаний ведущих сетей видеопроката никто не ответил на этот вопрос. Русские фильмы переведены на английский и французский языки, в основном дублированы (в Канаде традиционен дубляж, а не субтитры, как, допустим, в Израиле).
В отличие от названных выше сетей видеопроката есть другие компании, специализирующиеся на распространении именно русских фильмов, либо ориентирующие значительную долю проката именно на русское кино. Это Лос-Анджелесская компания (P.O. Box 36788, Los Angeles, CA 90036), Международная кино продукция (328 College St. Amherst, MA 01002), Европейское видео (1517 West Fullerton Avenue Chicago, Illinois 60614), Русское видео – Дом Книги «Санкт-Петербург» (St. Petersburg Publishing House PO Box 127 Oceanside, New York 11572), Top1 Video (901 North Fairfax Avenue Los Angeles, CA 90046), INTERVIDEO – RUSSIAN FOOTAGE (продажа не фильмов или видеофильмов, а лент съемок, сделанных в России в 1980-1990-х годах), VIDEO FACETS (большая коллекция иностранных, в том числе русских, фильмов для покупки и проката на территории США чикагской компании FACET), VIDEO INTERNATIONAL HISTORIC FILMS USA (имеет немалое число русских фильмов), FILM-VIDEO (Нью-Йорк), KAMKIN book store (коллекция русских фильмов с субтитрами, магазина «Камкин» на продажу в США) и несколько других. В Монреале единственный легальный, соблюдающий авторские права, распространитель, специализирующийся на украинских и русских фильмах – компания «Евшан» (Yevshan Box 325 Beaconsfield, Quebec H9W 5T8 Canada). В отличие от них русские бизнесмены и магазины используют в видеопрокате чисто пиратскую продукцию. Фильмы записаны на кассеты с трансляций русского телевидения, скопированы с других кассет, все это крайне низкого качества, с плохим изображением и звуком.
Что говорить о русских магазинчиках, библиотеках и пунктах видеопроката, если огромные компании, по мнению специалистов, занимаются широкомасштабной продажей и прокатом русских фильмов в нарушение авторских прав и лицензионных положений! Например, «секретный» интернет-дистрибьютор (http://www.zianet.com/aa-videos/), который не желает показывать свои страницы (попробуйте посмотреть!). Или, например, крупнейший интернет-дистрибьютор по адресу, http://amazon.com. Он продает русские фильмы без специальной ссылки на копирайт, правда, с лицензионным номером продажи. Фильм Никиты Михалкова «Анна…» этот дистрибьютор продает через Интернет по кредитным картам по цене $89.95 плюс стоимость пересылки. С английскими субтитрами. Есть компании, своими web-сайтами специализирующиеся на предоставлении мощнейшего поиска практически по всем фильмам. У меня создалось впечатление, что они имеют в своем электронном архиве практически все русские фильмы. Даже если не знаешь названия, «кликаешь», например, на «с» и получаешь в длинном многостраничном списке имена режиссера, сценариста, всех исполнителей, год создания, продолжительность (до секунд), и множество другой информации. Тематический выбор «Никита Михалков» дает исчерпывающую биографию режиссера, список его фильмов с краткими деталями (дубляж на английский, формат записи и так далее). Для дополнительных деталей нужен еще один «клик». Многие русские фильмы тут же оказываются приобретаемыми – прямо через Интернет. Во многих случаях абсолютно ясно, что продажа явно пиратская. Особенно это касается дистрибьюторов так называемых «старых» видеокассет. Такого рода дистрибьюторство очень развито в последнее время в Северной Америке. Есть мнение, что на 90% продажи так называемой интернациональной видеопродукции в этой сфере – пиратские.
Еще одна форма дистрибьюторства русских фильмов – университетская сеть проката. 4 или 5 из 12-ти монреальских университетов имеют довольно значительные видеобиблиотеки русских фильмов либо на факультетах русского языка (McGill, Concordia, и т.д.), либо на других факультетах (кино, театра, мультимедиа, и т.д.). Но есть в Северной Америке университеты, где существуют русские видеотеки, которые могут поспорить с любым видеомагазином. Более того, университеты практикуют прокат видеофильмов. На каком основании и согласно какой лицензии – об этом надо спросить у них: The Ohio State University, George Washington University и др.
Среди главных дистрибьюторов русских фильмов нельзя не упомянуть каналы русского телевидения в Америке. В основном они работают для больших городов США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго), а в Канаде – для Торонто, где есть, в отличие от Монреаля, большое неинтегрируемое русско-еврейское гетто. Русское ТВ – это DishNetwork c NTV и NTV+ (русские каналы НТВ и НТВ+), ОРТ и РТР, NRT/WMNB (судьба самой этой корпорации и ее русских каналов находится под вопросом), Direct TV.
В Торонто и в Монреале есть телестанции с «мультиэтническими» местными каналами; среди них имеются несколько русских каналов, которые смотрят исключительно местные русские. В Монреале – это CJNT, телестанция, которая имеет две русские программы. Если все эти программы и каналы покупают русские фильмы, то они должны тратить значительные суммы, которых, по моему мнению, у них нет. Вывод? Тем или иным образом они практикуют пиратские или полупиратские методы…
В настоящее время наблюдается большой рост распространения и популярности русских фильмов, что соответствует рейтингу русских фильмов, устанавливаемому особыми компаниями, которые направляют свои анализы и выводы главным дистрибьюторам (тому же amazon.com): что закупают (или пиратским образом копируют), что пользуется наибольшим спросом.
На cевероамериканском рынке существует не только очень жесткая конкуренция фильмопроизводителей, но и распространителей. В этих условиях русские фильмы – это тот довесок, который помогает некоторым компаниям выжить. Не исключено, что кому-то это может очень не понравиться. И тогда объем циркуляции русских фильмов в Америке может быть искусственно снижен. Один мой приятель-киношник, идеалист, как-то сказал, что, если бы у него была возможность, он бы издал сборник «История русского кино» на английском и французском и завоевал бы мир. К сожалению, мир кино уже завоеван. Я бы даже сказал – оккупирован. Маленьким, бурно растущим городком под Лос-Анджелесом.
Канада

Текст: Лев Гунин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?