Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Роберт Земекис (крадётся): рецензия на фильм «Ведьмы»

Новый фильм живого классика, который, кажется, окончательно застрял в 80-х.

Добавить в закладки

Трейлер

Конец 60-х. Юный Чарли Хансен (Джазир Бруно) переживает смерть родителей и пытается ужиться с новым опекуном — мудрой бабушкой (Октавия Спенсер). Однажды он видит страшную женщину со змеёй и длинными лапами, а когда рассказывает об этом родственнице, та делится своими знаниями о ведьмах — жутких лысых существах, у которых клыки вместо зубов, обрубки вместо стоп и ненависть к детям вместо души. Поняв, что за ними следят, они решают уехать в роскошный отель, где до них не смогут добраться колдуньи (мол, к богачам злодеи не полезут, ведь они нападают только на униженных и оскорблённых). План, впрочем, не срабатывает: в этот же день в гостиницу въезжает свора подозрительных женщин со странными разрезами от губ до ушей и дурацким акцентом. Все они — ведьмы, а их главарь — кровожадная и экспрессивная Энн Хэтэуэй, у которой уже созрел гениальный план по превращению всех детей в мышей.

Энн Хэтэуэй в образе ведьмы на кадре из фильма «Ведьмы»
Энн Хэтэуэй в образе ведьмы на кадре из фильма «Ведьмы»

Смена сеттинга оригинального романа Роальда Даля, писателя довольно едкого и ироничного, а потому (в том числе и в случае «Ведьм») часто критикуемого за, скажем, шовинизм, неслучайна. Одним из сценаристов новой адаптации выступил Гильермо дель Торо — художник остросоциальных сказок и, что важнее, ярый ненавистник всякого угнетения. Скажем, в своём очередном продюсерском проекте «Страшные истории для рассказа в темноте» (где действие, к слову, происходило в те же годы) даже норвежец Андре Овредал заговорил о режиме Никсона и войне во Вьетнаме. Так что «Ведьмы» — где третьим автором выступил Кенья Беррис, ответственный за очередную перезагрузку классики блэксплотейшена «Шафт», — ожидаемо трансформируют акценты оригинала.

Октавия Спенсер и Джазир Бруно на кадре из фильма «Ведьмы»

Октавия Спенсер и Джазир Бруно на кадре из фильма «Ведьмы»

Лейтмотив новой адаптации — противостояние богатых белых (среди них Стэнли Туччи в роли чванливого менеджера отеля и, кстати, сами ведьмы — воплощение уродливого лица аристократии) и темнокожих. Что забавно, некоторые моменты оригинала вроде сцены встречи Бруно Дженкинса, толстого паренька из привилегированной семьи, превратившегося в мышь и потому окончательно потерявшего любовь родителей, обретают новые смыслы. Всякое приземлённое, априори далёкое от изысканного в элитарном сознании (полные темнокожие домохозяйки, грызуны) в «Ведьмах» становится оплотом добродетели, непонятным глупым представителям буржуазии. С другой стороны, неосознанная ирония фильма Земекиса заключается в том, что главная ведьма в исполнении Энн Хэтэуэй говорит с очевидно неамериканским акцентом — не иначе как дань традиции, немного меняющая либеральный дискурс фильма, поначалу вроде бы выступающего только против чистокровных американских толстосумов.

Стэнли Туччи на кадре из фильма «Ведьмы»

Стэнли Туччи на кадре из фильма «Ведьмы»

И во всё это выверенное высказывание резво врывается Роберт Земекис — балагур и весельчак, набивший руку, кажется, ещё в 80-х и с тех пор снимающий неизменно олдскульное кино по классической методичке фильммейкера. Изящные проезды камеры и причудливые эффекты (порой даже слишком: для детского фильма здесь очень много жутких сцен, способных обеспечить ночные кошмары на месяц вперёд), гипертрофированная игра актёров и, наконец, музыка, которую до этого все уже слышали в сотне приключенческих лент. Создаётся ощущение, что метод Земекиса останется неизменен и постановщик продолжит собирать кино из руин славного конца XX века, который так же стремительно возник, как и исчез. В этой ситуации режиссёр напоминает Марка Хоганкампа — человека, на чьей истории был основан его предыдущий фильм «Удивительный мир Марвена» (кстати, переиначивающий оригинальный документальный сюжет). Тот тоже устроил себе игру в солдатики длиною в жизнь и, окончательно забыв, в чём была цель затеи, начал теряться в реальном мире. Хотя Марк преследовал цель реабилитации, некой психотерапии, Земекис просто наслаждается ролью постановщика, который всё ещё может, в отличие от многих коллег, снимать кино о говорящих мышах и лысых ведьмах.

Претензия ведь даже не столько к тому, что Земекис старомоден: иногда действительно полезно и даже увлекательно смотреть незатейливое старческое кино мастеров, которые, может, потеряли чувство времени, но никак не талант. Вопрос куда глубже — он в неосознанном игнорировании всех коллизий и сюжетов, которые имеются в очередном остросоциальном сценарии. «Ведьмы» при желании можно назвать даже изобретательными, но слепой формализм постановщика ведёт его назад в прошлое (увы, не в будущее). Пока дель Торо и Беррис пытаются осмыслить скромное обаяние буржуазии, Земекис строит декорации грандиозной сказки о самом себе. А воз и ныне там.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?