Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Сен-Лоран: Стиль это я»

Не столько биография, сколько погружение в психологию творца, бросающего вызов самому себе. Резко, смело, вызывающе, временами жестоко, но бесконечно талантливо и притягательно

Добавить в закладки
Робкий портняжка

Трейлер

1967 год. Париж. Тридцатидвухлетний Ив Сен-Лоран готовит очередную коллекцию. Мир боготворит молодого модельера, богатство и слава падают к его ногам, в его распоряжении желают оказаться женщины и мужчины, бизнес процветает. Однако стремительный взлет и мировой успех очень скоро оборачиваются внутренним кризисом Сен-Лорана. Превзойти самого себя становится сложнее, чем обойти соперников и конкурентов. Не помогают ни алкоголь, ни наркотики, ни влюбленность. Пять лет поклонения к 1973 году превратили модельера в нервную развалину. Иву Сен-Лорану срочно требуются новые эмоции, чтобы совершить очередной грандиозный прорыв в моде и стиле.

Как и в начале 70-х в моде, так и сегодня в кино Иву Сен-Лорану приходится конкурировать с самим собой. В марте мы увидели вариан, принадлежащий «перу» Джалиля Леспера, с Пьером Нинэ в главной роли, теперь же пришло время Бертрану Бонелло рассказать свой вариант биографии гордости Франции и одновременно мирового достояния – гениального стилиста и модельера Ива Сена-Лорана. Картины получились настолько разными, что сравнивать их нет никакого смысла – скорее они дополняют друг друга, придают и без того многогранной личности Сен-Лорана дополнительное измерение.

Пьер Берже, друг и партнер Ива Сен-Лорана, был категорически против фильма Бертрана Бонелло. Дом YSL запретил режиссеру использовать документы и коллекции модельера, поэтому все платья художникам фильма пришлось «создавать» с нуля по фото и кинохронике

Бертран Бонелло – любимчик Канн, все его фильмы так или иначе оказываются замечены отборщиками самого известного европейского кинофестиваля, а следовательно, им уделяется повышенное внимание критиков и сопутствующий интерес зрителей. Кому, как не ему, браться за неподъемную глыбу легендарного кутюрье? И Бонелло берется основательно, с отрешенностью, словно бросается в последний бой, – картина длится два с половиной часа, но кажется, что режиссер готов рассказывать еще и еще. В отличие от ленты, вышедшей весной, фильм Бонелло не стремится рассказать весь путь модельера «от колыбели до могилы», автор совершенно игнорирует годы, проведенные Сен-Лораном в доме Диор, отмахивается от второй половины 70-х, всех 80-х и 90-х, оставляя несколько сцен с Ивом в преклонном уже возрасте. Пик первой популярности кутюрье пройден режиссером в режиме ускоренной перемотки – демонстрация моделей трех лет работы модного дома YSL проходит на фоне мировых волнений и Вьетнамской войны в формате мультиэкрана.

Некоторое время вокруг проекта витал слух, что роль Энди Уорхола в «Сен-Лоране» исполнит Уиллем Дефо. Для поддержания интриги Бонелло не стал отрицать домыслы до самой премьеры фильма в Каннах

Создается впечатление, что Бонелло совсем не интересуют достижения Ива Сен-Лорана, куда интереснее автору процесс поиска вдохновения, эмоциональная подпитка, мучительное преодоление собственного величия. Сколь ни удивительно, но в эфемерном, неосязаемом мире таланта Бонелло невероятно преуспел – зрителю остается совершенно непонятным то, как Сен-Лоран создавал свои невероятные силуэты, но наблюдать за его «родами» невероятно интересно. Почти физическое воплощение получают на экране разочарования и воодушевление мастера, его положительные и отрицательные эмоции, гениальная, но совершенно социально неприспособленная его сущность.

Вообще, множество сравнительно недавних картин, обращенных к 60-70-м годам прошлого века – от прошлогоднего «Властелина любви» до недавнего «Хендрикса», – говорят о желании наших современников разобраться в том, что же представляло собой то время? Почему столько гениев дали нам те годы в музыке, кино, моде, политике? Чем вдохновлялись титаны? Как закалялась их сталь? «Сен-Лоран» берется порассуждать об этом же и, как и многие предшественники, разводит руками. Что сделало Ива Сен-Лорана кумиром и ориентиром миллионов? Его бесконечная работоспособность? Нет, модельер любил и умел отдыхать с размахом. Его музы – прекрасные Лулу и Бетти в исполнении фантастических Леи Сейду и Эмилин Валаде? Ничуть, кутюрье ценил женщин, но объять хотел их всех, не ограничивая себя супружескими или любовными обязательствами. Однополая любовь, пышным цветом продемонстрированная у Бонелло? Тоже нет, лучшие свои коллекции Сен-Лоран создал в годы, когда переживал разрывы со своими любовниками. Наркотики, таблетки и алкоголь? Они убили его любимую собаку и чуть не свели его самого в могилу, какое уж тут подспорье?

Остается талант – вещь неосязаемая, находящаяся вне поля прямого зрения. Благо, Бонелло, сам человек необыкновенно талантливый, умеет показать на экране рождение шедевра, появление вдохновения и ощущение всесилия. Не погрузившись в этот омут, зритель может прийти в недоумение – почему фильм иногда замедляется почти до остановки. То Сен-Лоран пару минут прилаживает шов на платье, то вдруг четыре минуты смотрит на танцующую незнакомку или на пару минут погружается в себя, не видя вокруг ничего. Эта блистательная синкопа дает фильму жизнь. А вместе с этим оживают герои.

Гаспар Ульель, исполнитель роли кутюрье, заслуживает всяческой похвалы. Как бы надолго он ни исчезал из кадра, все эпизоды без его участия служат лишь для того, чтобы зритель перевел дух. Зато каждый жест, каждое движение глаз, губ, рук актера притягивают. Создаваемый им образ, конечно, далек от биографически достоверного, но кому нужна точная копия, когда есть оригинал? Гений Сен-Лорана объяснить и пересказать невозможно, человека, изменившего мир своим творчеством, нельзя повторить, но фильмом Бонелло можно помочь ощутить сопричастность к процессу созидания – сложному, болезненному, губительному, но восхитительному.

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?