Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Российская синематека опять под угрозой

В воскресенье Музей кино закрыл свой очередной сезон. Откроется ли он осенью снова -- неизвестно. После того, как Союз кинематографистов России продаст свои 32 процента акций "Киноцентра", судьба музея будет предрешена. Хозяева расположенного в здании "Киноцентра" развлекательного комплекса "Арлекино", судя по всему, имеют на помещения музея свои виды. Уникальные фонды предложено "складировать", что означает уничтожение плодов многолетней работы...

Добавить в закладки

Музей кино может больше не открыться.

В воскресенье Музей кино закрыл свой очередной сезон. Откроется ли он осенью снова – неизвестно. После того, как Союз кинематографистов России продаст свои 32 процента акций "Киноцентра", судьба музея будет предрешена. Хозяева расположенного в здании "Киноцентра" развлекательного комплекса "Арлекино", судя по всему, имеют на помещения музея свои виды. Уникальные фонды предложено "складировать", что означает уничтожение плодов многолетней работы.

Здание "Киноцентра" было построено Союзом кинематографистов СССР в 1989 году. Предполагалось, что у любителей кино появится свой дом с кинозалами, библиотекой и Музеем, о котором одна из крупнейших кинематографий мира давно мечтала. Но вмешался распад СССР: "Киноцентр", построенный на паях кинематографистами всех республик, стал международным и отошел во владение Конфедерации киносоюзов. СК России неоднократно заявлял на него свои притязания, но проигрывал суд за судом. А "Киноцентр" обрастал коммерческими заведениями, его ресторан "Арлекино" стал дорогим клубом для русских нуворишей – с казино и стриптизом.

Более всего от этого страдал музей. За 15 лет он успел стать одним из важнейших центров кинокультуры в мире, у него авторитетный директор-энтузиаст, богатейшие фонды и сотни тысяч завсегдатаев, он проводит уникальную научно-просветительскую деятельность, его поддерживают синематеки многих стран. Но как государственное предприятие он оказался у закрытого акционерного общества квартиросъемщиком. Два года назад у музея отключали электроэнергию, что вызвало шквал возмущенных писем крупнейших организаций и деятелей мирового кино в Министерство культуры России. Его помещения представляли все более лакомый кусок для коммерсантов, и угроза выселения все эти годы висела над ним дамокловым мечом.

Теперь меч грозит опуститься окончательно. Ситуация развивается лавинообразно и, судя по активности защитников музея, грозит перерасти в общественные волнения, похожие на те, что пережила Франция в 1968 году в связи с увольнением директора Французской синематеки Анри Ланглуа. Баррикад в Москве, надо думать, не будет, но уже работает сайт help.museikino.ru в Интернете, собраны тысячи подписей в защиту, а закрытие сезона в воскресенье превратилось в настоящую демонстрацию тех, кто понимает значение российской синематеки для страны и мира.

Дело зашло далеко. Под натиском дикого рынка предприятие, задуманное как культурный центр, оказалось зажатым между стрип-клубом, казино и сауной, где тешат телеса "новые русские". Охранники VIP-стоянки плохо монтируются с понятием культуры, и уже были случаи, когда секьюрити не впускали на вверенную им территорию деятелей мирового кино и дипломатов – почетных гостей Киномузея. Директор музея Наум Клейман уже не раз заявлял, что даже хотел бы перенести фонды в другое, более приспособленное для культурной работы здание, но обещания Министерства культуры построить такое здание остались обещаниями. Руководство "Киноцентра" объясняет свою позицию отсутствием договора, который мог бы регламентировать отношения Киномузея и ЗАО. Обе стороны настроены непримиримо. А на кону – национальное достояние страны, история нашего кино, любовно собранная в музейных залах на Красной Пресне.



-- Как могут, по вашему мнению, развиваться события в ближайшее время?

-- Мой самый оптимистический прогноз: будет принято решение на муниципальном и федеральном уровнях о том, что в Москве возникнет достойный нашего кино музей, какие есть в Париже, Берлине, Лондоне, Торонто и других городах мира. Самый пессимистический прогноз: музей складируют в каком-то временном помещении, которое скорее всего станет постоянным. Будет разрушена вся его система, включая ее важнейший элемент – электронный каталог. Связано это с тем, что идут переговоры о продаже всех акций комплексу "Арлекино", который вложил в реконструкцию помещений под казино и сауну столько средств, что это превысило стоимость самого здания. Так что де факто они якобы уже владеют всем, а де юре – это вопрос ближайшего будущего.

-- ЗАО "Киноцентр" упорно говорит о долгах музея.

-- Он вводит в заблуждение и прессу и общественность. Мы оплачиваем точно то, что было определено арбитражным судом – проводим ремонтные работы, возмещаем эксплуатационные расходы. И это неправда, что мы не хотим заключать договор. Как только договор заключался, он тут же отменялся или нарушался Киноцентром.

-- В чем вы видите свои задачи?

-- За 15 лет существования музей доказал, что он – не причуда эстетов, как говорили некоторые чиновники. Он стал потребностью очень многих людей, имущих и неимущих – наши цены рассчитаны на студентов, пенсионеров и интеллигентов, которые не могут платить за дорогие билеты. А главная функция музея – быть "палатой мер и весов". То есть поддерживать уровень восприятия кинокультуры, по которому должны равняться и новые режиссеры, и все, кто хочет и должен помнить о том, что наше кино – одно из величайших. Но пока на федеральном уровне нам говорят, что у них нет для нас здания, что все в руках Москвы. А Москва ссылается на наше федеральное подчинение. Мне, честно говоря, странно, почему между федеральными и столичными властями должны бегать кошки. Я понимаю, что вопросы собственности ссорят и людей, и целые структуры. Но здесь вопрос не собственности, а культурного достояния и нашего будущего. Сейчас появились признаки возрождения нашего кино. И я надеюсь, что Киномузей сыграл здесь свою роль – тот же Андрей Звягинцев воспитывался на наших просмотрах. Наша задача – помочь понять, что кино не только бизнес, но и часть общего культурного достояния, та шлифовка души, без которой не может быть гражданского общества.

-- Как вы реагировали на сложившееся в последние дни положение?

-- Как мог, целый месяц сдерживал общественные волнения. Мы с Российским фондом культуры и СК России направили письмо в Министерство культуры, но там идут структурные перемены, и реакции пока нет. На сайте в защиту Музея уже более двух тысяч голосов, нас поддерживают работники посольств стран Европы, Азии, обеих Америк, очень многие крупные кинематографисты. Я надеюсь, что эти голоса будут услышаны.

-- Почему понадобилось так срочно продавать акции СК России – ведь именно это сейчас ставит под угрозу музей?

-- Я не могу этого понять. Никита Сергеевич Михалков позвонил мне и сказал, что положение серьезное, что надо срочно складировать музей. Официального уведомления мы не получали, но Михалков подписал письмо в Минкультуры. Там четко сказано, что в силу хитроумных операций здание переходит в собственность "Арлекино". По некоторым сведениям, Союз кинематографистов хочет вырученные деньги вложить в реконструкцию Дома творчества в Болшево. Еще более странно, что идет разговор о складировании как о средстве спасения. А потом, мол, когда будет построен Фестивальный центр, – там найдется место музею кино.

-- Каковы фонды музея?

-- У нас уже 400 тысяч единиц хранения! Есть настоящие сокровища истории, живописи, культуры. Почему это нужно укрывать от людей? Почему мы не можем показывать фильмы, которые нам бесплатно дают наши партнеры? Почему наше кино должно снова уйти в зону невидимости? Нам давно необходимо здание, приспособленное для музея. В Москве направо и налево продают особняки – почему не передать один для благородных и важных для общества целей?

-- Как будут, по вашим сведениям, развиваться акции протеста?

-- Я об этом сам узнал день назад. Некая инициативная группа обратилась в Московское правительство с просьбой разрешить демонстрацию на Пушкинской площади 23 июня. Она получила разрешение на 500 человек, но только подписавшихся под воззванием уже две с половиной тысячи, и я очень опасаюсь провокаций. Но во всем этом есть подтверждение слов Президента о том, что надо создавать гражданское общество – мирное и ответственное за судьбы страны. Ребята доказали, что такое гражданское общество у нас есть, что оно небезразлично к судьбам нашей культуры, и это добрый знак. Так что если будет ясная воля государства, мы выстоим.

Текст: Валерий Кичин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?