Наверх
Фильмы 2018 Человек-Муравей и Оса Небоскреб Монстры на каникулах 3: Море зовет Русалка. Озеро мертвых Клуб миллиардеров КилимандЖара Миссия невыполнима: Последствия

Как создавался хоррор «Русалка», основанный на русском фольклоре

Это на Западе русалки – морские красавицы, готовые отдать свой голос в обмен на любовь прекрасного принца. У нас все иначе, в славянском фольклоре русалки – наводящие ужас юные утопленницы, которые утягивали молодых парней за собой в омут. В новом хорроре «Русалка. Озеро мертвых» старые поверья обретут плоть и заставят любителей жанра не раз вздрогнуть, ведь картину зрителям дарят создатели таких фильмов, как «Пиковая дама. Черный обряд», «Маршрут построен» и «Невеста», порадовавших в свое время российских поклонников жанра хоррор. Но прежде чем погрузиться в темный омут с головой, мы предлагаем узнать, откуда у отечественной русалки растут ноги.

После российского и международного успеха фильмов «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста», проектов, ставших вехами в развитии жанра хоррор в России, команда кинокомпании QS FILMS в лице продюсера Ивана Капитонова и режиссера Святослава Подгаевского совместно с продюсерами Рафаелом Минасбекяном и Джаником Файзиевым из «Киностудии КИТ» (входит в Газпром-медиа) решили обратиться к богатой славянской мифологии.

«Первоначально тема русского фольклора, история про утопленницу-русалку возникла у одной из моих студенток, – приоткрывает завесу тайны над новым фильмом Иван Капитонов. – Мне это показалось интересным, и мы со Святославом решили подумать, что из этого можно сделать. Вместе мы разработали несколько альтернативных драматургических конструкций, в которых главными героями становились то девушки, то парни, мы то обращались к каким-то известным поверьям, то придумывали что-то свое, пока не получился тот формат и та история, которая нас по-настоящему захватила. Захватила в том числе и своей простотой. Фактически это история любовного треугольника, в котором разлучница – настоящий монстр».

На сїемках фильма «Русалка. Озеро мертвых»

На сїемках фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Режиссер фильма Святослав Подгаевский рассказал, что основа фильма появилась из старой легенды, согласно которой русалки – это девушки-самоубийцы, погибшие из-за несчастной любви или из-за предательства жениха. Многие из них топились в озерах и реках, обесчещенные или брошенные накануне свадьбы. Предания же приписывали несчастным загробное существование в обличье монструозной русалки, которая мстит всему мужскому роду: заманивает, обольщает, разлучает, губит. Отсюда и сложилась идеальная картина мистического зла и его мотивации.

Сильный мелодраматический образ, по мнению авторов, только в плюс истории. «Аудитория жанра преимущественно женская, нам захотелось в самой структуре истории заложить конфликт, основанный на теме предательства, измены, – рассказывает продюсер Иван Капитонов. – Мы решили усилить образ коварной разлучницы, реализовав его в жанре фильма ужасов, и представить зрителям как демонического монстра, воплотившего в себе понятный и очевидный женский страх – твоего парня могут увести в любой момент. В мифах и даже в сказках все это уже есть, оставалось предложить современную интерпретацию».

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

После нескольких месяцев подготовки авторы стали подыскивать исполнителей на ведущие роли. Некоторые из занятых в ленте актеров покажутся зрителям знакомыми, и это не случайно – в «Русалку» из «Невесты» перекочевала Виктория Агалакова, которая нашла в Святославе Подгаевском того постановщика, который раскрывает всю глубину ее таланта. Нашлась роль и для своеобразного режиссерского талисмана, актера Игоря Хрипунова, а вот Ефим Петрунин пришел в хоррор из комедии «Гуляй, Вася!» и впервые попробовал себя в непривычном жанре. Честь воплотить экранный образ главной антагонистки – русалки – выпала Софье Шидловской. Одновременно с началом съемок актриса поступила в Школу-студию МХАТ, а этот ВУЗ известен тем, что студентам не разрешается сниматься во время обучения, особенно учащимся первых курсов. Софье был предоставлен выбор: либо учиться, либо участвовать в проекте, она выбрала фильм и ни на секунду не пожалела о своем выборе: «Если ты делаешь так, как тебе кажется правильным, то жалеть тут не о чем, и все будет так, как будет. Я пошла за сердцем и выбрала роль, о которой на тот момент уже мечтала. Ведь я должна была постоянно существовать на тончайшей грани между абсолютной любовью и полным безумием. И мне было очень интересно, как проявит себя моя психофизика, как я смогу показать эту трансформацию – от одного полюса к другому». Святослав Подгаевский боролся за подопечную до последнего: «Мы писали официальные письма с просьбой пойти нам навстречу, сделать для Сони исключение, но получили отказ. И в итоге Соня выбрала наш фильм. Понятно, что это первый ее полный метр, но она отдавалась работе с каким-то сумасшедшим упоением. В хорошем смысле. Держалась огромным молодцом. В следующих картинах, где у нее будет больше реплик, она себя обязательно покажет! Мы очень в нее верим и гордимся тем, что открыли ее».

Над CG-преображением русалки из девушки в монстра трудились супервайзер Владимир Ламзин и специалисты по визуальным эффектам из студии «Амальгама». При этом монструозный образ был создан преимущественно аналоговым способом, при помощи пластического грима, а на постпродакшене дорабатывались лишь детали. «Мы отсканировали Соню и на основе ее облика придумали несколько стадий превращения во все более чудовищное существо. Для нас было принципиально не делать его чисто компьютерным, поэтому мы выбрали микс пластики и CG», – делится своим видением Святослав Подгаевский.

Подгаевский – сторонник использовать компьютерную графику по минимуму: «Визуальную стилистику я разрабатывал вместе с Сашей Фатиной, которая на второй уже картине работает нашим художником-постановщиком. С ней, если можно так выразиться, мы “чувствуем в одном направлении”. Прошлые фильмы были решены в духе городской готики, а “Русалку” мы сделали лаконичной, сдержанной, минималистичной. Образ Русалки мы создавали с художником по гриму Юлией Туник и Владимиром Ламзиным, которые работали в связке. Основная задача была создать монстра не с помощью обилия компьютерной графики, а опираясь на внешность актрисы и естественный грим. Такой образ получился более зловещим, таинственным».

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Антон Кириченко, продюсер Amalgama VFX, отмечает: «Задача, которую перед нами поставили продюсеры, была сложной, но очень интересной. Значительная часть работы заключалась в доработке съемочного грима русалки. Кроме того, нужно было показать в реальном времени процесс превращения миловидной славянской девушки в монстрообразное существо. Только на разработку концептов у нас ушло около двух месяцев: была идея придать ей черты глубоководной рыбы с длинными игловидными зубами, тонкой полупрозрачной кожей с обилием бликов и пустыми выпуклыми глазами».

Хоррор, плотно завязанный на визуальных эффектах, требует баланса между мистикой и реализмом. Чтобы зрители не теряли ощущение достоверности происходящего на экране, некоторые сцены не просто «обрастали» компьютерной графикой, они воссоздавались на основе отснятого материала. В частности, режиссер и продюсеры попросили специалистов полностью переконструировать мизансцену на мосту лесного озера. Для этого были применены лазерное и трехмерное сканирование актера с целью получения цифрового «двойника».

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Работа на съемочной площадке продлилась ровно месяц – с сентября по октябрь 2017 года. Основной локацией стала дача 1930-х годов на Николиной горе в Подмосковье. И если с озером на натуре особых проблем не возникло, дискомфортной разве что была осенняя температура воды – около +7 °С, то подводные съемки подарили создателям настоящую головную боль. «Все подводные сцены мы снимали в специально построенной декорации, – рассказывает режиссер. – По ландшафту она должна была повторять настоящий водоем. Под водой частично снимали и затопление машины».

Но основное действие в затопленном автомобиле разворачивалось «на суше». Для этого у авто спилили крышу, чтобы актеры чувствовали себя в безопасности. Эпизоды в подвале дома снимали в декорации в лесу над специально выкопанным большим котлованом. По центру неглубокой ямы, в которой группа передвигалась в забродниках (рыбацких резиновых сапогах с комбинезоном), было сделано углубление в человеческий рост для выполнения трюков, а крышей сооружению служил купол. Мероприятия по гидроизоляции хоть и были произведены, но сохранять 100% воды в котловане не было возможности, так что периодически ее докачивали из автоцистерн. Прогревать воду в таких объемах не успевали, поэтому актеры между дублями спасались от холода в теплой палатке, где были размещены бочки с горячей водой.

Хотя прямой связи между картинами Святослава Подгаевского «Пиковая дама», «Невеста» и «Русалка» и нет, авторы рассматривают эти ленты как различные грани большого целого – и если «Дама» была экранизацией современной городской легенды, а «Невеста» обращалась к пугающему ритуалу фотографирования мертвых, то новый фильм еще больше расширяет границы страшного, обращаясь к практически безграничному источнику – русскому фольклору. «Если же говорить о преемственности, то зрители могут заметить, что мы каждый раз обращаемся к монстру женского пола, – отшучивается Иван Капитонов. – Не то чтобы мы на что-то намекали, пусть каждый понимает это по-своему».

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Рассказанная в «Русалке» история – совершенно национальная, без заимствований из западной мифологии. Святослав Подгаевский: «С детства помню рассказы: не ходи мимо того озера ночью, там путник шел, девушки-русалки появились, защекотали и утащили. Это то, что сидит в нашем подсознании». Есть в этом и потенциал к развитию – русская мифология и уникальные историко-культурные особенности, поданные в форме оригинальных хорроров, но с общедоступным голливудским киноязыком, вызывают живейший отклик за рубежом.

На сегодняшний день фильм «Русалка. Озеро мертвых» продан более чем в 140 стран мира, в том числе права приобретены для всей Латинской Америки и Азии, Прибалтики и всех немецко- и франкоговорящих территорий. Кроме того, фильм продан в США и Канаду.

«На каком-то этапе, когда у нас появились первые материалы, мы решили показать их потенциальным покупателям за рубежом и были приятно удивлены проявленным интересом, – рассказывает Иван Капитонов. – Интуитивно возникшая концепция монстра из воды оказалась удачной идеей, которую мы развили в полноценную жанровую картину, одинаково интересную зрителям любой страны. Еще лет пять назад от одного из иностранных специалистов я услышал сетования на то, что американская мифология страха себя исчерпала, поэтому Голливуд вынужден обращаться к азиатскому фольклору, к латиноамериканским и европейским “страшилкам”, “экспортировать” ужасы из Австралии. Почему бы русскому, богатому удивительными персонажами сказочному миру не выйти на мировую арену и не захватить зрительское внимание? “Русалка” для этого подходит как нельзя лучше».

«Русалка. Озеро мертвых» в кино с 12 июля.

Комментарии  10



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть