Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «К-19»

В США состоялась премьера 140-минутного фильма "К-19: оставляющая вдов". Сюжет -- авария первой советской ядерной подлодки близ берегов США в июле 1961 года, когда мужественные действия наших моряков предотвратили атомный взрыв и возможное начало Третьей мировой войны. Эту субмарину в мире прозвали "Хиросимой".

Добавить в закладки

Фильм делался в спешке: его раскрутка началась уже через месяц после гибели "Курска", тема стала актуальной и сразу две кинокомпании дрались за то, чтобы воплотить на экране сходную драму сорокалетней давности. Первой подписала с моряками контракт на право снять кино об их подвиге лос-анжелесская международная компания "Дробридж", к подготовке сценария был привлечен автор "Багровой волны" Майкл Шиффер, один из вариантов писал наш Рустам Ибрагимбеков. Снимать картину должен был Джон Франкенхаймер; поначалу он согласился, но потом отказался, и "Дробдридж" пришлось начинать все сызнова. И в этот момент инициативу перехватила более могущественная "Интермедиа": возник 80-миллионный проект с Харрисоном Фордом (он же исполнительный продюсер, гонорар в 25 млн.), Лиамом Нисоном и режиссером Кэтрин Бигелоу ("Вес воды"); субподрядчиком стала фирма Никиты Михалкова "ТРИТЭ". Продюсер "Дробридж" Инна Готман в интервью автору этих строк тогда назвала конкурентов "пиратами", а их сценарий – "сущим издевательством".

Кадр из фильма "К-19"

Вескую роль в споре могли сыграть участники событий – ветераны-подводники, и каждая из компаний старалась перетянуть их на свою сторону. В декабре 2000 года Харрисон Форд, Лиам Нисон и Кэтрин Бигелоу в строжайшей тайне от прессы прибыли в Москву для встречи с моряками. Ветераны были настороженны, они сразу пошли в атаку, требуя не выставлять их дикарями, как в фильме "Охота на "Красным Октябрем". Мне единственному из журналистов удалось тогда проникнуть в наглухо задраенный салон "Метрополя", где шли переговоры и, по планам "Дробридж", должен был вспыхнуть решающий скандал, и я мог оценить дипломатический дар гостей: лед был растоплен. Форд заверил моряков, что цель картины – рассказать о русском героизме. "Это не тот фильм, где русские – враги, – говорил он. – В нем нет американцев – стало быть, нет противостояния. Враг – ядерная утечка, это с ней идет борьба, и мы хотим отдать дань вашему мужеству".

Единственная женщина Голливуда, которая снимает "экшн", Кэтрин Бигелоу рассказала, что историю К-19 она услышала еще 6 лет назад и была потрясена мужеством моряков. "Я мало знала об СССР времен "холодной войны", но понимала, что война эта инициировалась обеими сторонами, – мы здесь похожи, и это мне тоже важно показать в фильме", – говорила она. Актеры расспрашивали моряков о том, как складывались взаимоотношения внутри экипажа, и в частности между капитаном Затеевым и его помощником Ениным, которого готовился играть Лиам Нисон. "Нам важно из первых рук узнать, что вы испытывали во время аварии, – сказал Нисон. – Я ирландец, Форд американец, вы русские – но мы все люди и живем на одной планете. Мы хотим, чтобы фильм стал еще одним мостом между нами. Это должен быть наш общий фильм!".

Кадр из фильма "К-19"

"Приезжайте к нам на Север, – предложил капитан 1 ранга Олег Адамов, который ныне командует К-19. – Потрогайте корпус лодки – железо тоже дышит и помнит". Актеры с удовольствием надели подаренные им фирменные пилотки. Снялись на память и разошлись с миром.

Вскоре, как договорились, американцы прислали сценарий, но он моряков возмутил: по их ощущениям, подвиг в фильме будет свершать группа сильно пьющих неумех, а также ни в какие ворота не лез "надуманный конфликт" между капитанами Затеевым и Ениным. Подводники заявили протест, но съемки уже шли полным ходом – в Петербурге, потом в Торонто и Галифаксе. К тому же и в рядах ветеранов единства не было: после моей публикации в "Известиях" в газету пошли люди и письма, предлагая все новые версии драмы на К-19. Пришел капитан Георгий Кузнецов, он отрицал бунт на борту: "Была полная безнадега, и во избежание нервных срывов мне пришлось взять командование на себя, ребят разоружить, а Енина, моего подчиненного, даже запереть в каюте", – говорил он мне. Становилось ясно, что восстанавливать реальные факты придется с нуля и уже не в фильме.

Чтобы уберечь картину от новых нападок, авторы изменили все имена героев, Затеев стал Востриковым, Енин – Полениным, а титры гласят, что сюжет всего только "навеян" событиями 61-го. "Отклонения от фактов неизбежны, – объяснял морякам Харрисон Форд, – в кино нужен драматический эффект. Но я обещаю: там будет дух товарищества, достоинства и патриотизма".

Кадр из фильма "К-19"

Первые отклики на фильм разноречивы. "Hollywood Reporter" высоко ценит рассказ "о людском безумии и героизме" и считает, что триллер "Парамаунта" – одна из бомб летней афиши. Пишут о драме "тех, кто вступил в бой со страхом и паранойей холодной войны". Видят заслугу фильма в том, что он показал русских как людей, способных к подвигу и патриотизму и "так же готовых постоять за своих, как и мы, американцы". Восхищаются работами Форда и Нисона, операторским мастерством и музыкой Клауса Бадельта, пишут, что фильм смотрится на одном дыхании: "Хоть и 140 минут, а ни разу не приходит мысль взглянуть на часы!". Есть и другие мнения: диалоги банальны, одни герои говорят с русским акцентом, другие – на чистом английском, костюмы относятся скорее к 30-м, чем к 60-м.

Для игрового кино факт – всегда лишь толчок для фантазии: снимают не документ, а нечто, способное увлечь зрителя. Вот и в данном случае: делали триллер по типу классической немецкой "Das Boot" ("Лодки") Вольфганга Петерсена – с напряженным действием, накалом страстей, клаустрофобией и даже оттенком мистики (К-19 подобна живой машине Керри у Стивена Кинга: созданная для войны, она еще на стапелях убила десять моряков; традиционная бутылка шампанского, грохнувшись о ее борт при спуске на воду, не разбилась – к роковой лодке прилипло прозвище "машина по выделке вдов", widowmaker). Политический фон "холодной войны" создает атмосферу общей паранойи, и конечно, не могли не сработать стереотипы бесшабашной "русской души" в западном сознании. Но – и это самое важное – русские увидены с позитивных румбов. Герои, судя по рецензиям, вызывают у американцев симпатии, а их подвиг, спасший мир от новой мировой войны, – восхищение.

Кадр из фильма "К-19"

Еще не увидев картину, ветераны уже заявили о намерении подать на авторов в суд. Шансов его выиграть нет: имена героев теперь другие, художник имеет право на вымысел, а правда русских характеров всегда давалась Голливуду не больше, чем "Мосфильму" – правда характеров американских. Что спорить, возможно, наши сняли бы достовернее, но о подвиге К-19 мир так бы и не узнал. Лучше посмотрим кино сперва.

Кстати:

Боевик 2001 года "Враг у ворот", снятый оскароносным французом Жан-Жаком Анно о героических защитниках Сталинграда, вызвал бурю протестов у ветеранов великой битвы: факты искажены, мы были не такими. Война в фильме и впрямь с голливудским акцентом, нравы советского командования сильно приукрашены, но снайпер Вася Зайцев в исполнении Джуда Лоу, одного из культовых молодых актеров, вызвал симпатии на всех континентах. Режиссера нападки ветеранов уязвили: он нас воспел искренне, как мог, и это редкий случай, когда экран не отделял русских от мира, а делал их понятней и ближе. Но у нас своя логика: если враг не идет к воротам, ворота себе его придумают. Мы постоянно отшвыриваем протянутую нам руку – и при этом хотим, чтобы нас все любили.

Текст: Валерий Кичин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?