Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

С первой попытки: фильмы режиссеров-дебютантов, которые были номинированы на премию «Оскар»

В этом году сразу два фильма, участвующие в наградной гонке, сняты режиссерами-дебютантами, пусть и не новичками в индустрии. Актриса Эмиральд Феннел и ее «Девушка, подающая надежды» претендуют на пять статуэток (прогнозируют победу Кэри Маллиган и приз за лучший сценарий), а сценарист Дариус Мардер («Место под соснами»), поставивший «Звук металла», — на шесть.

Добавить в закладки
С первой попытки: фильмы режиссеров-дебютантов, которые были номинированы на премию «Оскар»

Киноакадемики не впервые обращают внимание на относительно новые имена, шесть раз за историю премии дебютанты получали награду в категории «лучший режиссер»: Делберт Манн за «Марти», Джером Роббинс за «Вестсайдскую историю», «Обыкновенные люди» принесли приз Роберту Редфорду, «Язык нежности» — Джеймсу Бруку, «Танцующий с волками» — Кевину Костнеру, а «Красота по- американски» — Сэму Мендесу. Вспоминаем не только лауреатов, но и другие яркие дебютные фильмы, которые были номинированы на главную американскую кинопремию года.

Орсон Уэллс в роли Кейна на кадре из фильма «Гражданин Кейн»

Орсон Уэллс в роли Кейна на кадре из фильма «Гражданин Кейн»

Магнум опус Орсона Уэллса последний год у всех на слуху благодаря Дэвиду Финчеру и его «Манку», посвященному истории создания картины и личности соавтора Германа Манкевича. В 1942 году фильм мог стать главным триумфатором церемонии: «Кейн» получил сразу девять номинаций. Но в тот вечер киноакадемики были благосклонны к экранизации романа Ричарда Луэллина «Как зелена была моя долина» — фильм получил пять статуэток, опередив не только «Гражданина», но и «Мальтийского сокола» Джона Хьюстона (к слову, тоже дебютанта в режиссуре). Орсон Уэллс и Герман Манкевич в результате поделили всего одну награду на двоих — за лучший сценарий, но едва ли можно измерить и оценить в перспективе значимость картины для истории кино в целом.

Впрочем, стоит сказать, что Орсона Уэллса дебютантом можно назвать лишь с оговорками: до того как попасть в Голливуд, он успел снять любительский фильм «Сердца эпохи» и картину, предназначенную для показа в театре, «Слишком много Джонсона» — трехактную буффонаду, долгое время считавшуюся утраченной.

Генри Фонда в роли присяжного на кадре из фильма «12 разгневанных мужчин»

Генри Фонда в роли присяжного на кадре из фильма «12 разгневанных мужчин»

До того как приступить к съемкам первого полнометражного фильма, Сидни Люмет уже привык быть по ту сторону камеры: он работал на телевидении, где снимал сериалы и телеспектакли с 1946 года. Судебную драму о колебаниях на весах правосудия «12 разгневанных мужчин» в какой-то степени можно назвать фильмом театрализованным и строго драматургическим: актеры, стол, стулья и тяжелый путь присяжных к приговору. Именно в скупости (по меркам кинематографа) выразительных средств и проступает мастерство режиссера и талант постановщика — картина входит в десятку лучших всех времен различных порталов и изданий, но, как часто и бывает, рассудило время. На премии «Оскар» 1958 года ни в одной из трех номинаций (лучший фильм, режиссер, сценарий) фильм не стал лауреатом, хотя годом раньше получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

Эрнест Боргнайн в роли Марти Пилетти на кадре из фильма «Марти»

Эрнест Боргнайн в роли Марти Пилетти на кадре из фильма «Марти»

«Марти» не хватило всего одной статуэтки, чтобы собрать так называемую «великую пятерку»: лучший фильм, лучший режиссер, актер, сценарий, и лишь актриса ускользнула с наградной полки (впрочем, даже и не была номинирована). На пути к победе фильма дебютанта Делберта Манна, который сегодня можно причислить к жанру feel-good movie, стало удивительным то, что это кино довольно скромное и лаконичное, в отличие от прочих студийных проектов, любимых премиями в то время. Сценарист картины Пэдди Чаефски станет одним из главных авторов драм «кухонной мойки» — фильмов, где проза жизни душит кинематографическую явь.

История, в общем-то, простая: хорошему парню Марти чуть за тридцать, он работает мясником и живет с мамой, терпя вечные шуточки и упреки родственников по поводу своего холостяцкого статуса. Когда появляется девушка, которую хочется проводить домой после танцев, в ход идут психологические уловки сознания, которое шепчет, что и без любовных дел Марти живется, в общем-то, неплохо, а свидания — только напрасные переживания. Перед успехом на «Оскаре» фильм Делберта Манна получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах — это был второй случай в истории, когда главные награды совпали, первый — «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера.

Элизабет Тейлор в роли Марты на кадре из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?»

Элизабет Тейлор в роли Марты на кадре из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?»

Майкл Николс — режиссер «Выпускника», «Близости» и «Волка» — начал свой путь в индустрии с экранизации пьесы «Кто боится Вирджинии Вульф?» Эдварда Олби, успешно шедшей на Бродвее с 1962 года. Как и прочие киноадаптации сильной драматургии, картина вышла камерной и довольно замкнутой в пространстве — весь масштаб достался запредельному эмоциональному накалу и головокружительной актерской работе (Элизабет Тейлор и Сэнди Деннис были отмечены академиками за свои роли). В результате из тринадцати возможных фильм одержал победу в пяти категориях, но остался ни с чем в номинациях «лучший фильм» и «работа режиссера». Реванш Михаил Пашковский (настоящее имя Майкла Николса) взял уже на следующий год, получив статуэтку за режиссуру за работу над вторым своим фильмом, «Выпускник».

Джек Николсон в роли Гарретта Бридлава на кадре из фильма «Язык нежности»

Джек Николсон в роли Гарретта Бридлава на кадре из фильма «Язык нежности»

1984-й стал редким годом, когда дебютанту в руки ушли оба заветных «Оскара»: Джеймс Брукс, не только выступивший в роли постановщика картины «Язык нежности», но и лично адаптировавший роман Ларри МакМерти, получил премию и за лучшую режиссуру, и за лучший адаптированный сценарий, а также за лучший фильм; две актерские статуэтки достались Джеку Николсону и Ширли МакЛейн (всего фильм был представлен в 11 категориях).

До того как заявить о себе в кино семейной драмой, Брукс, как и многие коллеги, начинал на телевидении сценаристом, работал над сериалом «Комната 222» и многими другими. В 1984 году стал главой собственной телекомпании Gracie Films, на базе которой не только занимался последующими своими картинами «Большой», «Лучше не бывает», «Джерри Магуайер» (в качестве продюсера), но и запустил культовое телешоу «Симпсоны», которое находится в эфире по сей день.

Джон Кьюсак в роли Крейга Шварца на кадре из фильма «Быть Джоном Малковичем»

Джон Кьюсак в роли Крейга Шварца на кадре из фильма «Быть Джоном Малковичем»

Сегодня не так просто вспомнить без удивления, что причудливый путеводитель к разуму Джона Малковича был дебютным фильмом сразу в двух карьерах: для в тот момент мастеровитого клипмейкера Спайка Джонса (режиссер снимал видео для Bjork, Fatboy Slim, Daft Punk и многих других) и сценариста Чарли Кауфмана (чье имя стало синонимом нелинейного сновидческого кино) — до «Малковича» он писал для телевидения. Как бы то ни было, в истории скромного кукольника Крейга (Джон Кьюсак), обнаружившего путь к марионетке большой величины, и зрители, и критики сразу же почувствовали импульсы если не нового киноязыка, то как минимум нехарактерного произношения и нетипичную архитектуру пространства на экране. Впрочем, киноакадемики все же были скупы на эмоции и похвалу: из трех потенциальных статуэток (лучший режиссер, сценарий и актриса второго плана для Кэтрин Кинер) «Быть Джоном Малковичем» не получил ни одной.

Мена Сувари в роли Анджелы на кадре из фильма «Красота по-американски»

Мена Сувари в роли Анджелы на кадре из фильма «Красота по-американски»

«Красота по-американски» — именно тот фильм, который обошел «Быть Джоном Малковичем» в категориях «лучший режиссёр» и «лучший оригинальный сценарий», да и вообще стал триумфатором в тот вечер: на счету картины и «лучший фильм», и «лучшая мужская роль» у Кевина Спейси, и «операторская работа» у Конрада Л. Холла (он опередил Эммануэля Любецки, снявшего «Сонную лощину»). Конкуренция была сумасшедшая, 1999-й называют чуть ли не лучшим годом в истории кино, по крайне мере, знаковым: не только «Малкович», но и «Шестое чувство», «Бойцовский клуб», «Зеленая миля», «Правила виноделов» и многие другие соревновались за внимание премий.

Сегодня своеобразная притча о кризисе среднего возраста была бы принята куда более противоречиво и без рухнувшей репутации Спейси, но в 2000 году фестивальный фильм театрального режиссера Сэма Мендеса и сценариста Алана Болла казался свежим, современным и своевременным на фоне прошлогодних побед костюмированных масштабных историй с широким студийным размахом («Титаник», «Храброе сердце», «Влюбленный Шекспир» и др.).

Кувенжане Уоллис в роли Хашпаппи на кадре из фильма «Звери дикого Юга»

Кувенжане Уоллис в роли Хашпаппи на кадре из фильма «Звери дикого Юга»

Нежнейшая поэтическая сказка о маленькой-маленькой девочке в большой-большой вселенной вышла из колыбели фестиваля независимого кино «Сандэнс», где влюбила в себя мгновенно и критиков, и зрителей: дебютант Бен Зайтлин с багажом в пару короткометражек забрал Гран-при — «драма». Успех картины закрепился весной на Лазурном берегу: Зайтлин получил «Золотую камеру» (награда за режиссерский дебют) Каннского кинофестиваля, и к «Оскару» фильм подошел, уже будучи обласканным наградами. Девятилетняя артистка Кувенжане Уоллис, сыгравшая главную роль, стала самой юной номинанткой на «Оскар» на общих основаниях в категории «лучшая актриса» (до того специальным «молодёжным Оскаром» академики отметили Ширли Темпл в 1934 году), но на финишной прямой ее обошла Дженнифер Лоуренс. Такая же неудача постигла «Зверей» и в трех остальных категориях — лучший фильм, режиссер и адаптированный сценарий. Тем не менее сам факт симпатии на высшем уровне и возможность для маленькой независимой картины конкурировать со студийными проектами уже довольно много значили для индустрии.


Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?