Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
С выходом «Сентиментальной ценности» Йоакима Триера Ренате Рейнсве начинает новую главу стремительно растущей карьеры. Актриса, еще недавно известная лишь в норвежском театре, сегодня работает с крупными кинорежиссерами и уезжает из Канн с заветными наградами. Столкнувшись с невероятным успехом, Ренате остается удивительно приземленным человеком — она по-прежнему без проблем находит баланс между красными дорожками и бытовыми заботами вроде прополки огорода.
Маленькое чудо
Ренате Реинсве выросла в крошечной норвежской деревне — настолько маленькой, что она, по словам актрисы, выглядела как дорога, вдоль которой случайно рассыпали несколько домов. Реинсве было особо не с кем обсуждать книги, кино и музыку — жители, занятые фермерскими заботами, редко интересовались культурой и искусством. Взрослея в среде, где грубоватое поведение считалось нормой, а любое отклонение от местных консервативных правил воспринималось как вызов, маленькая Ренате легко могла замкнуться в себе, но в девять лет произошло чудо: бабушка отвела девочку в детский театр.
Однажды Ренате досталась роль лисы, и актриса серьезно подошла к задаче. Пока остальные дети радостно крутились перед зеркалом, не особенно задумываясь, что значит быть зверем, она пыталась понять: что лиса ела сегодня, где она была, какое у нее прошлое? Уже тогда Ренате чувствовала, что актерская игра — не детская шалость, а нечто, что может в будущем стать профессией. Примеряя разные роли, актриса осознала, что с помощью чужих голосов она способна говорить о том, о чем привыкла молчать: дома Ренате часто становилась свидетельницей родительских ссор и благодаря театру училась проживать и потихоньку отпускать болезненное прошлое.
В семнадцать лет Реинсве сбежала в Эдинбург — без конкретной цели, просто потому, что любимая Коста-Рика казалась финансово недоступной, а в Шотландию можно было улететь за один фунт стерлингов. Там она поначалу работала в баре, искала и находила друзей и подходящую театральную сцену. Через два года актриса переехала в Осло. Она решительно выбросила все книги, оставив только пьесы и учебники по актерскому мастерству. Ренате училась, играла, пробовала, ошибалась, но все равно продолжала, чтобы доказать той девятилетней себе, что театр действительно может стать домом, которого у нее не было.
Жизнь в Осло
Ренате проводила дни и ночи на сцене, на репетициях, среди декораций, пахнущих краской и фанерой, но однажды она решила попробовать себя в кино. Ей было чуть за двадцать, когда она оказалась на съемочной площадке фильма Йоакима Триера «Осло, 31 августа». По сценарию девушке полагалась всего одна реплика: «Пойдем на вечеринку», – но Триер увидел в ней что-то большее, чем актрису одной фразы, и потому оставил Ренате на площадке на девять дней. Пока остальные участники массовки сменялись, Реинсве терпеливо дожидалась идеальных условий для реплики. Перфекционизм режиссера требовал времени, а его интерес к ней — ее присутствия.
Реинсве и Триер быстро подружились. Она вспоминает, что они обсуждали «экзистенциальные вещи»: хаотичную природу любви, непредсказуемые траектории человеческих желаний, странные решения, которые принимают люди, когда хотят быть счастливыми. Эти разговоры, требующие внимания к собеседнику, заложили между актрисой и режиссером особую творческую связь, поэтому неудивительно, что спустя много лет Триер решил написать сценарий специально для Ренате.
Переломный момент
До «Худшего человека» актрису чаще видели в легких, комедийных ролях в сериалах — «забавная девушка», «странная девушка», «обаятельная девушка». Зато в театре ей доставались роли тяжелые, драматические, требующие внутренней смелости и выносливости — как в «Визите старой дамы», за который она получила премию Хедды в 2014 году. Разрыв между театральной глубиной и экранной однотонностью удручал девушку, но приносил полезный опыт: она училась быть разносторонней актрисой, которой однажды могли бы доверить нечто особенное.
Однако Реинсве не дождалась своего чуда. После нескольких лет в кино и на телевидении, где ей доставались «однобокие» роли, Реинсве решила уйти из профессии и стать плотником. Она поняла, что не против работать руками, и даже задумала создать женскую группу, чтобы вместе учиться чинить и строить. На следующий день после принятого решения Ренате позвонил старый друг, Йоаким Триер. Он много раз видел ее на театральной сцене, в постановках по Чехову и Ибсену, и давно понимал, что талант актрисы слишком ценен, чтобы попусту растрачивать его на норвежские ситкомы. Дополнительное подтверждение пришло от Изабель Юппер, которая посетила спектакль с участием Реинсве в Норвегии и, впечатленная игрой, поделилась мнением с Триером. Тогда режиссер принял окончательное решение: он напишет для Ренате главную роль.
Худший человек на свете
В «Худшем человеке на свете» Триер предложил Реинсве сыграть девушку, которая пытается сформулировать определение взрослой жизни и неизменно сбивается на полуслове. Когда актриса получила сценарий, она почувствовала одновременно близость и непонимание: «Я знала, что никогда не смогу понять ее до конца, как не могу до конца понять себя», — говорила Ренате. Роль была написана адресно, поэтому актриса очень боялась разочаровать режиссера: она перечитывала сценарий тысячу раз, и в конце концов решила не «формировать» персонажа, а существовать рядом с ним, дать всему случиться самому. Премьера в Каннах в 2021 году стала для Ренате еще одним чудом: стоя на красной дорожке, актриса всерьез думала, что подобного больше не повторится, и, выйдя из зала, не смогла сдержать тошноту из-за пережитого волнения. Приз за лучшую женскую роль оказался подтверждением того, что ее интуитивный подход к игре способен производить эффект разорвавшейся бомбы.
От «Армана» до «Сентиментальных ценностей»
После триумфа у Ренате Реинсве началась новая глава: «Другой человек» с Себастьяном Стэном, «Другой финал» с Гаэлем Гарсией Берналем, хоррор-триллер «Блаженны мертвые» по сценарию Юна Айвиде Линдквиста. Но, пожалуй, наиболее важной вехой становится шведская драма «Арман», снятая Хальфданом Ульманном Тенделем — внуком Ингмара Бергмана. Десять лет назад Ренате снялась у Тенделя в короткометражном фильме, и с тех пор режиссер писал «Арман» с оглядкой на Реинсве, а она следила за всеми черновиками, становясь постепенно соавтором, а позже и исполнительным продюсером. После победы в Каннах добывать средства на разработку фильмов стало легче, поэтому проект быстро обрел форму. Впрочем, сыграть роль оказалось гораздо сложнее, чем получить ее: актриса признавалась, что после съемок два месяца не могла встать с кровати, настолько эмоционально истощила ее героиня «Армана».
Новое сотрудничество с Триером, в отличие от «Худшего человека на свете», тоже оказалось непростым. «Сентиментальная ценность» — фильм о непростых отношениях, конфликтах, которые тянутся из поколения в поколение, как старые трещины по деревянной стене, и, конечно, о поиске прощения. Реинсве играет Нору — актрису, встречающую отца, исчезнувшего из ее жизни много лет назад. Это кино о доме в Осло, который хранит десятилетия молчания, стыда и невысказанных претензий, а еще о том, как сложно быть дочерью, когда отец был слишком долго чужим. Нора — одна из самых эмоционально тяжелых ролей Реинсве, и она этого не скрывает. И все же, по ее словам, работать с Триером — это каждый раз узнавать что-то новое. А значит, оно того стоит.
Ренате Реинсве сейчас
Реинсве погружается в роли настолько глубоко, что почти стирает границы между актрисой и персонажем — перед съемками она полностью меняется, подстраиваясь под внутренний ритм новой героини. Найти баланс между погружением в чужую судьбу и собой — задача, над которой Реинсве размышляет уже четверть века, столько же, сколько играет. Актриса мечтает однажды поработать с Изабель Юппер, к которой она относится с огромным почитанием, и с Джесси Бакли, чья эмоциональная открытость и обаяние, по мнению Ренате, делают актрису уникальной. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем ей удастся найти возможность исполнить обе мечты, ведь сегодня Реинсве уверенно строит международную карьеру. После прорыва в «Худшем человеке на свете» она снялась в сериале Apple TV «Презумпция невиновности» и в триллере A24 «Другой человек». В ближайшем будущем нас ждет как минимум три крупных проекта с участием актрисы: «Гувернантка» Джо Талбота, где компанию Реинсве составит Лили-Роуз Депп, новая работа Александра Пэйна Somewhere Out There и драма «Фьорд» Кристиана Мунджиу, где актриса снова сыграет вместе с Себастьяном Стэном.
В жизни Ренате Реинсве старается опираться на простые, приземленные вещи. Забота о саде, работа руками, маленькие ритуалы — то, что возвращает Ренате к самой себе и позволяет не потеряться в хаосе индустрии. Когда ей удается в идеальной пропорции объединить работу над масштабными кинопроектами с элементами быта, она чувствует себя по-настоящему счастливой.
Бенедикт Камбербэтч жил с монахами! И еще 6 фактов, которые вы не знали об актере
Сегодня / Текст: Ная Гусева
У нее были ноги, и она пинала ими Голливуд: почему Роуз Бирн заслуживает признания прямо сейчас?
19 ноября / Текст: Карина Назарова
Что смотреть в кино на этой неделе: «Сентиментальная ценность» и «Я бы тебя пнула, если бы могла»
19 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Вторая жизнь Поля: рецензия на фильм «Дорогая, я уменьшаюсь»
19 ноября / Текст: Максим Ершов
Рецензия на сериал «Злой умысел» — жалкую пародию на «Рипли» с Эндрю Скоттом
19 ноября / Текст: Максим Ершов
Кто ты без своей волшебной палочки: почему Том Фелтон застрял в роли Драко Малфоя?
18 ноября / Текст: Оля Смолина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).