Авторы фильма «Дневник его жены», прошедшего на XXII ММКФ в программе «Специальные сеансы», сходу показали всем литературоведам и филологам, что реальная, расписанная по дням драма жизни Ивана Бунина, одного из величайших мастеров русского слова, вовсе не является буквальной основой сюжета. Но канва бунинской несчастной любви осталась.
Выступая во время ММКФ на показе, Никита Михалков, президент Российского фонда культуры, сказал, что именно с этого фильма может начаться возрождение русского кинематографа, и пожалел, что «Дневник его жены» не представляет нашу страну в конкурсной программе.
Действительно, об этом можно пожалеть, потому что перед нами абсолютно состоявшаяся и очень интересная работа. Можно представить, какие трудности стояли перед исполнителем главной роли Андреем Смирновым – он же известный режиссер, постановщик «Белорусского вокзала», ставшего вехой в истории советского кино. Правда, на ум скорее приходит другая замечательная его лента, также посвященная трагедии сумасшедшей, страстной, все сметающей на своем пути любви – «Осень».
Смирнов играет Бунина яростно, мощно, порой кажется – просто на пределе. Его герой кричит, скандалит, валяется в ногах у любимой, умоляет ее не уходить. Он все время терзает тех, кто рядом с ним, а те терзают его. Он капризен, и временами способен просто вызвать отвращение, он беспрерывно унижен, он – человек, которому поклоняются тысячи людей, – никак не может добиться уважения от своих близких.
Было ли так в действительности – сказать трудно. О непростом характере Ивана Бунина ходят легенды до сих пор. Но то, что Андрей Смирнов смог поднять историю банального треугольника до высот подлинной трагедии, не вызывает никакого сомнения.
Остальные персонажи ленты, при всем безусловном уважении к удачной работе актеров, остаются в тени. И в этом, как ни странно, удача всей конструкции фильма.
Потому что все персонажи – и самовлюбленный Зуров, в мастерском исполнении Евгения Миронова, и честолюбивая Галина, которую сыграла Ольга Будина, и страдалица Вера Николаевна (Галина Тюнина), о которой, кстати, Ирина Одоевцева писала, что она так и не поверила в связь мужа с женщиной, долгие годы жившей с ними в одном доме, – все они вошли в историю потому, что были рядом с ним. Рядом с автором «Жизни Арсеньева» и «Чистого понедельника», человеком, который за сотни верст от навеки канувшей в Лету его России мог так написать о каплях дождя на листве в елецких садах или о треске свечей и запахе ладана в московских церквях, что тысячи людей плакали над его страницами. И, конечно, писателем, который как никто другой, мог написать о любви.
В фильме мы почти не видим Бунина за работой. Как будто специально эта часть его жизни убрана от зрителя. Почти нет его знаменитых бесед с гостями, приезжавшими на виллу «Бельведер», – «элитой» русской эмиграции и просто теми, кто правдами и неправдами стремились его увидеть. Есть только семейная драма, давшая столько импульсов неповторимой бунинской прозе. Вся картина – скандал, истерика, ни разу не соскальзывающая в пошлость.
Конечно, Бунин у каждого свой. Тем более, что он был одним из немногих писателей-эмигрантов, чье творчество, в основном, кроме яростных «Окаянных дней», было доступно советским читателям и воспитало литературный вкус нескольких поколений. И все же, убежден, «Дневник его жены» не вызовет протеста самых ревностных почитателей Ивана Алексеевича. Потому что это фильм, сделанный искренне и профессионально.