Сказка, рассказанная в смирительной рубашке

В рамках арт-хаусного проекта "35 мм" вышел суперкровавый триллер Клер Дени "Что ни день, то неприятности". Г-жа Дени когда-то снимала вменяемое кино про вменяемых людей, затем вменяемое про невменяемых, а нынче поставила точку в этом эволюционном процессе...

 

Рецензии

Принц жемчужного острова
Принц жемчужного острова (2000)
Le Prince du Pacifique
комедия, приключения
Режиссер: Алан Корно
В ролях: Тьери Лермитт, Патрик Тимзит, Мари Трентиньян, Франсуа Берлеан, Анитуавау Ланде
Премьера: 19 октября 2001 года

 


На первый взгляд, "Принц жемчужного острова" - типично жюльверновская история для семейного просмотра. В реальном 1918 году геройский французский капитан (Тьерри Лермитт) отправляется в Полинезию за ротой новобранцев. Но дело вовсе не в том, что голые разрисованные туземцы заведомо не могли бы его понять. Дело в том, что на острове оказался злодей-майор (Франсуа Берлеанд), который сплавляет туземцев на никелевые шахты. Капитан ему в этом здорово помешал, начинается погоня. Правда, в паре с Лермиттом участвует в ней не доктор Паганель, а мелкий еврейский жулик (Патрик Тимсит), но вполне по Жюль Верну беглецам помогают прекрасная незнакомка (Мари Трентиньян) и ее маленький сын (Анитуэвэй Ланде).

Далее будут странствия в океане, стрельба из пушек, подводные туннели, ведущие в туземные святыни, сокровища и намек на инопланетные цивилизации, предательства и убийства, война и победа. Очень красивые волны и берега, пальмы и белые мундиры. Очень экзотическая Трентиньян - француженка, выросшая среди туземцев и защищающая их интересы. Очень комичное хобби майора - этот злодей увешал всю свою каюту своими же фотографиями, а также автопортретами. Рисует еще один автопортрет сквозь лупу на крошечном деревянном яичке.

Принц и злодеи из фильма

Принц и злодеи из фильма

Но дополнен типичный Жюль Верн двумя, к сожалению, совершенно инородными телами. Во-первых, вся эта реальная экзотика разрешается в конце концов далеко не реалистично. В последние десять минут фильм становится волшебной сказкой, чего ничто не предвещало. Сама сказка - красивая, да, хотя грим Трентиньян и Лермитта чрезвычайно утрирован. Но когда волшебство абсолютно внезапно, оно никаких "мистических глубин" фильму не придает и кажется только претенциозной нашлепкой, шляпкой какого-то ядовитого гриба. Ядовитость же, и это во-вторых - результат предыдущих полутора часов классической социальной сатиры. Дело в том, что злодейский майор был законченным, диагностированным психопатом, садистом и убийцей, и все приключения, сокровища и тайны отдыхают в картине рядом с фундаментальным исследованием его психопатологии. То есть они не просто отдыхают, а теряют логику. Чтобы майор, не имея на то никаких законных оснований, продолжал всласть издеваться над всеми без исключения, в него почему-то до самого конца не стреляет ни один из прекрасно вооруженных нормальных французских солдат. Почему не стреляла кучка завербованных им нехороших туземцев - понятно, они тупые. Но солдаты-то чего боялись, если диагноз старательно выписан на лице, в каждом слове и жесте?

Проблема здесь, видимо, все-таки в режиссуре. Картину поставил Ален Корно ("Признание", "Выбор оружия", "Все утра мира"). Он, разумеется, знает толк и в Жюль Верне, и в волшебных сказках, и в психопатологии, но только по отдельности. Он жанровый режиссер, а проект был мультижанровым. Сказку надо было все время вплетать в реальность - хотя бы чисто монтажно, "недоговоренностями", в сатиру все время надо было вплетать наивность - хотя бы чисто количественно, уравняв присутствие на экране психопата-майора и мальчика-принца. Но Ален Корно явно не в курсе ни про какое "мульти", ни про какое "поли", и вместо смешивания салата честно и аккуратно нарезает набор продуктов. К тому же слишком увлекся подводным плаванием.

Принц из фильма

Принц из фильма

В итоге аккуратность превратилась в редчайшее занудство, герой-капитан вышел круглым идиотом, мелкий жулик - законченным подлецом, а психопат-майор приобрел некоторый трагизм. Все это - на фоне добрых, но беззащитных туземцев. Лермитт и Корно расстреливают туземцев даже с некоторым сладострастием. Ну, и какой семье посоветуешь любоваться на такие приключения? На эту навязчивость глупости, подлости и садизма смотреть можно только вызванным санитарам. Не до семейных просмотров.

18.10.2001 Текст: К.Тарханова
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00