Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Декамерон»

Нудная и академичная итальянская экранизация нескольких историй из книги Джованни Боккаччо, не воздающая должное исходному шедевру

Добавить в закладки

В середине XIV века во Флоренции свирепствует чума. Больные и умершие есть в каждой семье, и горожан хоронят в общих могилах – погребать каждого по отдельности нет никакой возможности. Некоторые люди впадают в такое уныние от гибели близких, что просят закопать их заживо вместе с родными. Не желая сидеть и ждать, пока чума придет за ними, семь девушек и три юноши из благородных семей уезжают из города в сельское поместье. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, они решают рассказывать друг другу увлекательные истории, почерпнутые из жизни или передающиеся из поколения в поколение.

Кадр из фильма "Декамерон"

«Декамерон» переводится с греческого как «Десятиднев». Действие книги развивается на протяжении десяти дней, и каждый день герои рассказывают по десять историй

«Декамерон» Джованни Боккаччо – это одно из величайших произведений итальянской литературы и одна из тех книг, которые невозможно воспроизвести в кино. Помимо рамочного повествования о флорентийской чуме и молодых рассказчиках «Декамерон» включает сто историй, некоторые из которых коротки как анекдот, а другие весьма пространны. Полноценная экранизация «Декамерона» возможна лишь на ТВ. Двух или даже трех экранных часов для воссоздания этого шедевра совершенно недостаточно, и киноверсии «Декамерона» обречены быть куцыми выжимками на манер фрагментов классических книг в школьных хрестоматиях.

Кадр из фильма "Декамерон"

«Декамерон» Джованни Боккаччо был одним из источников сюжетов для Уильяма Шекспира

Кинорежиссеров, однако, это не останавливает. Время от времени они соревнуются друг с другом в том, кто лучше передаст если не букву, то дух шедевра Боккаччо на большом экране. В настоящее время победителем этого неформального состязания считается Пьер Паоло Пазолини, чей «Декамерон» 1971 года получился почти порнографическим, но зато страстным и бескомпромиссным образчиком грубого средневекового юмора, переосмысленного современным «экстремальным» творцом. Как и большинство экранизаторов Боккаччо, Пазолини разглядел и воспроизвел в кадре лишь одну сторону многогранного произведения. Однако он сделал это с жаром и мастерством, подобающим тому, кто взялся за экранизацию классики.

Кадр из фильма "Декамерон"

О новом «Декамероне», снятом братьями Тавиани («Отец-хозяин», «Ночь Святого Лоренцо», «Цезарь должен умереть»), этого не скажешь. Паоло и Витторио Тавиани – известные и заслуженные постановщики, но их фильм поставлен с жаром и мастерством предисловия из вышеупомянутой школьной хрестоматии. «Декамерон» и сейчас увлекательнейшая книга, а фильм Тавиани невозможно смотреть, не поглядывая на часы и не прикидывая, когда же эта тягомотина иссякнет. Когда в конце картины один из рассказчиков говорит, что истории друзей пробудили в нем жажду жизни, ему хочется рассмеяться в лицо, потому что он и его товарищи в финале «Декамерона» столь же безжизненны, как и в его начале.

Кадр из фильма "Декамерон"

Симптоматично, что в 106-минутный фильм Пазолини вошло девять новелл Бокаччо, а в 120-минутной картине Тавиани историй в два раза меньше. Отчасти это связано с тем, что новый «Декамерон» уделяет большое внимание прологу, в то время как у Пазолини рамочная история почти отсутствовала. Но все равно – истории Тавиани (преимущественно на любовные темы) медленнее развиваются, и режиссеры напоминают неумелого рассказчика анекдотов, который, «бекая» и «мекая», никак не может добраться до соли шутки. Похвалить в этом отношении можно лишь историю о суровой настоятельнице, которая судит монахиню за сношения с мужчиной, в то время как ее саму в келье дожидается голый любовник. Этот анекдот рассказан практически безупречно. Но он такой один на весь фильм.

Кадр из фильма "Декамерон"

Описывая свой «Декамерон» в интервью, Тавиани напирают на то, что для них книга Боккаччо – пример того, как люди с помощью искусства защищаются от окружающих их напастей. И это, мол, делает «Декамерон» актуальным, потому что дела сейчас в мире обстоят неважно. C логикой братьев не поспоришь, но по их картине «вневременность» Боккаччо не чувствуется. Хотя бы потому, что почти все отобранные для фильма истории не могли бы произойти в наше время в современной Европе.

Тщательно воспроизведенные средневековые наряды, съемки в исторических зданиях и визуальное сходство картины с полотнами эпохи Боккаччо также подчеркивают, что новый «Декамерон» – историческое полотно, которое надо воспринимать как церемонную экскурсию в прошлое, а не как высказывание по поводу настоящего. Замшелый академизм, которым от картины так и несет, вбивает последний гвоздь в гроб фильма. Потому что люди, интересующиеся старой Италией, скорее перечитают Боккаччо и книги о нем, чем пойдут на экранизацию «Декамерона». Те же, кто хочет увидеть энергичное и увлекательное кино на классической основе, фильмом будут донельзя разочарованы.

С 24 сентября в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?